Общая сумма рангов 385+435= 820. Расчетная сумма:
N·(N+1) 40·(40+1)
Σ R1= ————— = ————— = 820
2 2
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено. Мы видим, что по уровню самооценки более «высоким» рядом оказывается выборка школьников. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 435
Теперь мы готовы сформулировать гипотезы:
Н0: Группа школьников не имеет существенных различий с группой студентов по уровню самооценки.
Н1: Группа школьников превосходит группу студентов по уровню самооценки.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
20·(20+1)
Uэмп= (20·20) + ———— - 435 = 235
2
Поскольку в нашем случае n1 = n2, мы не будем подсчитывать эмпирическую величину U для второй ранговой суммы (385).
Определяем критические значения для соответствующих n, причем за n принимаем n =20.
138 (p≤ 0.05)
Uкр= 114 (p≤0.01)
Критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если
Uэмп ≤ Uкр
Построим «ось значимости»:
![]() |
U0.01 U0.05
Uэмп
——————————————————————————
114 138 235
Uэмп=235
Uэмп >Uкр
Приложение 9
Ранги ценностей в индивидуальных иерархиях студентов
по самооценке и образу будущего супруга
Испы-туемый |
Переменная А: самооценка |
Переменная Б: образ супруга |
d (ранг А – ранг Б) |
d2 | ||
Индивидуальные значения |
Ранг |
Индивидуальные значения |
Ранг | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
110 139 153 137 123 136 144 124 133 151 137 122 124 141 138 118 118 136 140 136 |
1 15 20 12,5 5 10 18 6,5 8 19 12,5 4 6,5 17 14 2,5 2,5 10 16 10 |
124 155 160 162 154 148 158 146 148 153 149 123 145 153 159 152 121 147 154 152 |
3 16 19 20 14,5 7,5 17 5 7,5 12,5 9 2 4 12,5 18 10,5 1 6 14,5 10,5 |
-2 -1 1 -7.5 -9,5 2,5 1 1,5 0,5 6,5 3,5 2 2,5 4,5 -4 -8 1,5 4 1,5 -0,5 |
4 1 1 56,25 90,25 6,25 1 2,25 0,25 42,25 12,25 4 6,25 20,25 16 64 2.25 16 2,25 0,25 |
Суммы: |
210 |
210 |
0 |
348 |
Это интересно:
Современное состояние проблемы конфликта. Теории и
структура конфликта
Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры", в которой впервые предпринята попытка рассм ...
Теоретический анализ основных психологических
подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации. Исторический аспект изучения проблемы
психологии межгрупповых отношений
Эта проблематика до недавнего времени оставалась недостаточно исследованной. Одной из причин является, по-видимому, маргинальность проблемы межгрупповых отношений, ее весьма сильная и очевидная включенность в систему социологического знан ...
Когнитивный подход
Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично — реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деяте ...