Считается, что причины Т. кроятся в нарушениях внутриутробного развития тех мозговых структур, которые ответственны за половое поведение (вследствие неправильного питания плода, нервных срывов матери, приема ею некоторых лекарств). При легкой форме Т. (наиболее распространенной) человек способен адаптироваться, выбрав себе профессию, соответствующую половой идентичности, что, давая иллюзорное чувство принадлежности к др. полу, в некоторой степени снижает напряженность внутреннего конфликта и в то же время оправдывает в глазах окружающих его поведение, привычки. В этом случае существенное влияние может оказать правильное и своевременное половое воспитание.
При выраженном Т. половое воспитание оказывается совершенно неэффективным: стремление к перемене пола настолько сильно, что человек готов идти на все, вплоть до хирургической операции перемены пола. Изменение мужского пола на женский оперативным путем относительно менее сложно, чем обратное, которое осуществляется в несколько этапов. В любом случае операция может производиться лишь: а) по завершении процесса психосексуального развития; б) после всестороннего физиологического и психологического обследования; в) после проведения психосоциальной адаптации к новой половой роли; г) после курса гормонального лечения, направленного на формирование физических признаков выбранного пола; д) при гарантии опеки со стороны родственников или друзей на послеоперационный период. (И. А. М.)
ТРЕВОГА (англ. anxiety) — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха как реакции на конкретную, реальную опасность Т. — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Согласно др. т. зр., страх испытывается при «витальной» угрозе (целостности и существованию организма, человека как живого существа), а Т. — при угрозе социальной (личности, представлению о себе, потребностям Я, межличностным отношениям, положению в обществе). Во многих контекстах Т. и страх могут использоваться как взаимозаменяемые понятия.
Различают ситуативную Т., характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование, личностное свойство (Р. Кэттел, Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также «объективная», «реальная» Т. и Т. «неадекватная», или собственно тревога, проявляющаяся при нейтральных, неугрожающих условиях.
На физиологическом уровне реакции Т. проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне Т. ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение и др. По мере возрастания состояния Т. выражающие ее явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда (см. Тревожного ряда явления). Оптимальный уровень Т. необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная Т.). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.
Т. м. б. ослаблена произвольно — с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов (см. Аутогенная тренировка, Методы психологической саморегуляции, Нервно-мышечная релаксация, Релаксация), а также в результате действия неосознанных защитных механизмов (см. Защита психологическая).
Это интересно:
Выводы
Анализируя результаты, было выявлено, что
1. дети из полных семей:
· по методике «Круги» располагают себя ближе к родителям (6 из 9);
· в методике «Рисунок семьи» изображают реальный состав семьи с благополучными взаимоотношениями;
· ...
Психологические
особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией
Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и д ...
Выводы
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. Студенты воспринимают методы активного обучения без искажений, знают процедуры проведения, в полной мере понимают их суть, достоинства и недостатки. Гипотеза подтвержден ...