ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ (англ. transactional analysis, TA) — теория личности и система психотерапии (направленной на рост и изменение личности; напр., на изменение аттитюдов), ведущие свое развитие из концепции Э. Берна. Син. транзакционный анализ. Главная цель Т. а. как психотерапии состоит в том, чтобы у клиента сформировалась адаптивная, зрелая и реалистическая установка (аттитюд) на жизнь, т. е., в терминах Берна, чтобы «взрослое эго получило гегемонию над импульсивным ребенком». (Б. М.)
ТРАНЗАКЦИЯ (англ. transaction — сделка, урегулирование спора путем соглашения сторон) — единица коммуникативного процесса (социального взаимодействия), состоящая из коммуникативного стимула и коммуникативной реакции (напр., вопрос—ответ). Основное понятие транзактного анализа.
ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ — см. Психотропные средства.
ТРАНСВЕСТИЗМ (от лат. trans — через + vestire — одевать) — один из видов половых извращений, при котором половое удовлетворение достигается путем надевания одежды, обычно считающейся атрибутом против. пола. Син. травестизм, трансвестицизм.
Запрет носить платье против. пола зафиксирован еще в Библии (нарушение этого запрета вменялось в вину Жанне д'Арк). В наше время отношение к переодеванию отражает некоторое неравенство: почти все спокойно воспринимают женщину в брюках, но с удивлением и недоверием — мужчину в юбке. Ношение одежды против. пола — тот случай, когда важно не действие, а его мотивы. Желание оставаться неузнанным, удобство при выполнении какой-то деятельности и т. п. не могут квалифицироваться как проявление девиации. Даже в случаях полового извращения переодевание не всегда свидетельствует о Т. Пассивный гомосексуалист и активная лесбиянка прибегают к одежде др. пола с целью заявить о характере своей сексуальности, привлечь внимание потенциальных партнеров. Транссексуалы, страдающие от несоответствия собственной половой идентичности своему гражданскому полу (см. Транссексуализм), стремятся изменить свою внешность и носят одежду, адекватную их самоощущению. Эти случаи нельзя считать Т.
При истинном Т. мотивом надевания одежды чужого пола обязательно является сексуальное наслаждение (которое для девианта часто невозможно др. способами), что не исключает разглядывания себя в зеркало (элементы нарциссизма). При Т. идентификация с др. полом редка; большинство трансвеститов гетеросексуальны. Это дает основание некоторым авторам считать Т. особой формой фетишизма. (И. А. М.)
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ (от лат. trans — через, пере + sexus — пол) — стойкое несоответствие половой идентичности субъекта его биологическому (телесному, паспортному) полу, убежденность в «неправильности» своего пола и вытекающее из этого желание принадлежать к против. полу.
Транссексуал воспринимает строение своего тела и половых органов как неправильное и поэтому стремится «исправить» его. Уже маленькие дети-транссексуалы неосознанно используют различные способы «коррекции». Их раздражает собственное имя, — они выбирают себе др., соответствующее против. полу; аналогичная картина наблюдается с ношением одежды, выбором игр и друзей. В период полового созревания неприятие своего тела усиливается. В это же время формируется половое влечение к представителям своего биологического пола. При Т. искажение либидо лишь внешне носит гомосексуальный характер: на самом деле, поскольку юноша-транссексуал идентифицирует себя с женским полом, для него именно влечение к женщине носило бы гомосексуальный характер. Несмотря на то что возникающие при таком характере влечения сексуальные проблемы причиняют массу неприятностей, для транссексуала они менее серьезны, чем основная проблема — приведение своего внешнего вида в соответствие со своим половым самосознанием и признание окружающими его принадлежности к др. полу (А. И. Белкин, 1975; Е. Т. Соколова, 1989).
Это интересно:
Структура процесса межличностного восприятия
Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, полов ...
Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие ...
Приложения.
Приложение 1.
Развивающий материал для занятий. Устойчивость внимания. Устранение импульсивности.
«Слушаем тишину»
В течении 3 минут все слушают тишину. За этим следует обсуждение: кто, что услышал и в каком порядке.
«Минутка»
Ведущи ...