_Т_
Страница 22

Соотношение интересов, желаний, стремлений человека, согласно Левину, выражается в расположении ячеек, на которые разбита область личности. Ячейки в «психологическом окружении» изображают значимые для человека объекты внешней среды и его знания о ней.

Рассматривая структуру личности как динамическое образование, Левин, в противоположность ассоциационистам, полагал, что не ассоциации, а потребности человека являются движущей силой его психической деятельности и поведения. Истолковывая «психологическое окружение» как феноменальный мир личности, Левин высказал предположение, что психическая энергия, вызываемая в ней потребностями, выносится из личности в окружающие объекты, которые становятся валентными и начинают притягивать или отталкивать личность (см. Валентность).

Перемещения личности к валентному объекту как цели Левин назвал локомоциями. Если на пути локомоций появляются непреодолимые барьеры, то возникает явление «замещения», т. е. переключения энергии в др. личностные системы, связанные с иными видами деятельности личности (ср. сублимация; Защита психологическая). Он объединил в этом понятии как реальные перемещения человека в пространстве, так и акты сознания, мечты, мысленные движения и т. п. Хотя личность и «психологическое окружение», по Левину, всего лишь 2 части психики человека, в своей модели на границе между ними он поместил реальные перцептивные и моторные системы человека. Структура личности рассматривается Левином как следствие дифференциации систем психологических напряжений. Его теория и методология широко используются в амер. психологии, где понятия Т. и в. п. применяются для исследования динамики группового поведения.

ТОРМОЖЕНИЕ (англ. inhibition) — нервный процесс, против. возбуждению; проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. Т. в отличие от утомления — активный процесс, обусловленный действием специальных тормозных механизмов. Т. играет существенную роль в координационных и поведенческих актах целостного организма.

Применительно к структурам ц. н. с. Т. — это ослабление, подавление или полное выключение их активности под влиянием разного рода воздействий. Т. может охватывать одновременно многие нервные структуры (глобальное, диффузное Т.), но м. б. и строго локальным, избирательным, сосредоточенным в ограниченных участках ц. н. с.

Существуют отделы мозга, оказывающие преимущественно тормозящее влияние на др. макроструктуры. Среди них выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое ядро (см. Ганглий, Мозг), обладающее тормозящим действием на ряд областей мозговой коры, и т. п.

Употребление термина Т. в контексте т. н. высшей нервной деятельности обычно связывают с уменьшением и подавлением условно-рефлекторной активности. Внешнее Т. состоит в подавлении условных рефлексов к.-л. неожиданно возникшим раздражителем. Внутреннее Т. проявляется в прекращении условно-рефлекторных реакций при неподкреплении условного стимула, т. е. при потере им сигнального значения (подробнее см. Условный рефлекс). В основе коркового Т. лежат сложные процессы взаимодействия возбуждения и Т. отдельных нервных клеток и клеточных ансамблей. См. также Запредельное Т., Сеченов И. М. (о центральном торможении).

ТОРСИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (от фр. torsion — скручивание) — вращательные движения глаз вокруг зрительных осей. Примером Т. д. м. б. компенсаторный поворот глаз при боковых наклонах головы.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Это интересно:

Исследование особенностей женщин с нарушением опорно-двигательного аппарата
Данные проведенного эмпирического изучения особенности эмоциональной сферы женщин зрелого возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата, позволяют констатировать следующие результаты. При изучении состояния стресса были выявлены сл ...

Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...

Основные процессы и механизмы памяти
Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.[6] I. Запоминание — это ...