ПОДКРЕПЛЕНИЕ — см. Условный рефлекс.
ПОДПОРОГОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (англ. subliminal perception) — не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия и ощущения, протекающие как бы «под порогом» сознания. В работах физиологов (В. Г. Гершуни и его сотрудники) экспериментально доказаны существование у человека 2 уровней чувствительности — субсенсорной и сенсорной — и возможность выработки на неосознаваемые (лежащие ниже порога осознаваемых ощущений) звуковые, тактильные, запаховые и др. раздражители условных рефлексов (кожно-гальванических, электрических ответов коры головного мозга). Проблема воздействия на человека неосознаваемых подпороговых раздражителей представляет не только теоретический интерес, она важна для решения многих практических вопросов (пед., лечебных и т. д.). См. Бессознательное, Предощущения.
Добавление: В «Словаре психологии» А. Ребера справедливо замечено, что термин «П. в.», мягко говоря — курьезное: поскольку «подпороговый» означает «ниже порога восприятия (ощущения)», то речь идет о «восприятии чего-то, что находится ниже порога восприятия», т. е. о «восприятии невоспринимаемого». По его мнению, «подпороговое» надо относить не к восприятию, а к влиянию субъективно невоспринимаемого стимула на поведение. При редактировании прежнего варианта статьи мы придерживались такой интерпретации этого термина, которая предполагает различение 2 уровней восприятия (и ощущения): осознанного и неосознанного (подсознательного). Однако с этой т. зр. следует признать явно малоудачной связку терминов «сенсорный и субсенсорный уровни чувствительности». (Б. М.)
ПОДРАЖАНИЕ (англ. imitation) — воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. — один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. — Ред.). Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение, Моделирование, Модификация поведения.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (англ. teenage period, adolescence) — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.
Это интересно:
Описание выборки
Выборка состоит из сотрудников и руководителей 5 частных предприятий, которые состоят из владельца организации и 10 и более его подчиненных. ...
Предисловие
Очень давно, почти 200 лет тому назад, французский библиофил и писатель Шарль Нодье не то с удивлением, не то с гордостью заметил: «Мы живем в эпоху словарей». Очевидно, и к счастью, эта эпоха еще не завершилась. Напротив, наблюдается уст ...
Особенности отношения и поведения мамы и папы
Мы имеем дело с двумя разными социальными институтами — отцовством и материнством. В чем же состоят и чем детерминируются их различия и специфические функции?
Соотношение отцовства и материнства — один из аспектов более общей полоролев ...