_П_
Страница 30

ПНЕВМОГРАФ (от греч. pneuma — дыхание + grapho — пишу) — прибор для измерения амплитуды и частоты дыхательных движений. П. состоит из надувной камеры-пояса, достаточно туго обернутой вокруг грудной клетки испытуемого, и отводящей трубки, соединенной с манометром и записывающим устройством. При вдохе пояс растягивается, воздух из него выжимается через трубку и двигает перо самописца. См. Полиэффекторный метод.

ПОВЕДЕНИЕ (англ. behavior, behaviour) — извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.

П. представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей.

Источником П. являются потребности живого существа. П. осуществляется как единство психических — побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) и исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их.

Изменение П. в ходе филогенеза обусловливается усложнением условий существования живых существ, их переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду. Общие закономерности П. — это закономерности аналитико-синтетической рефлекторной деятельности живых существ, опирающиеся на физиологические закономерности работы мозга, но не сводящиеся к ним.

П. человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «П.» обозначает также действия человека по отношению к обществу, др. людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. В этом смысле говорится, напр., о высоконравственном, преступном и легкомысленном П. Единицами П. являются поступки, в которых формируются и в то же время выражаются позиция личности, ее моральные убеждения. (В. П. Зинченко.)

ПОВТОРЕНИЕ (англ. rehearsal) — процесс, являющийся необходимым условием прочности произвольного запоминания. П. выполняет неодинаковую роль на разных этапах запоминания. Вначале П. связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с выделением опорных пунктов и т. п. (А. А. Смирнов, 1966). П., включенные в сам процесс запоминания, носят осмысленный, активный характер. Шаблонные же П. ведут к механическому запоминанию. Полезными П., говорил К. Д. Ушинский, являются те, которые вводят изученное в новые комбинации. Эффективность П. зависит также от правильной их организации во времени. Распределение П. во времени обеспечивает большую продуктивность запоминания, чем их концентрация. (Т. П. Зинченко.)

ПОДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (англ. feature analysis) — в когнитивной психологии — концепция опознания (распознавания) стимула, которое осуществляется путем выделения в нем простейших признаков (детектирования линий, углов, кривизны и т. п.). П. а. предшествует собственно восприятию стимула, рассматриваемому как более «высокоуровневый» процесс. См. Нейрон-детектор. (А. И. Назаров.)

Страницы: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


Это интересно:

_Ю_
ЮДИН ЭРИК ГРИГОРЬЕВИЧ (1930-1976) — отечественный философ и методолог науки. Ю. многие философско-методологические проблемы и идеи развивал на материале психологии. Обсуждая приложимость системных идей в психологии, он проявлял разумную о ...

Современные психологические подходы
Ознакомившись с историческими основаниями психологии, мы можем детально рассмотреть некоторые из основных современных психологических подходов. Что же представляет собой подход? Говоря в общем, подход — это определенная точка зрения, спос ...

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста
Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственно ...