_П_
Страница 35

П. п. исследует широкий круг проблем как внешней политики (психология войны и мира, терроризм, принятие политических решений, этнические и межгосударственные конфликты, взаимное восприятие партнеров по переговорам), так и внутриполитической жизни (мотивация политического участия в традиционных институтах и новых движениях, дискриминация меньшинств, психология формирования политических идентичностей и т. д.).

Проблематика П. п. включает: 1) макрополитические процессы глобального, регионального и национального уровней; в последнее время кроме межд. проблем особый интерес исследователей вызывают переходные процессы (демократизация, изменение политических институтов, смена идентичности, динамика общественного мнения); 2) процессы, идущие в групповом и массовом политическом сознании и поведении (принятие решений, формирование групповых политических установок, политический конформизм, лидерство, конфликты, сотрудничество, массовые политические установки и пр.; 3) политическое поведение индивида, будь это лидер или рядовой гражданин. Западная П. п. традиционно уделяет большое внимание политической социализации индивида, формированию стиля лидерства, чувствам, аттитюдам, восприятию избирателями политических деятелей, их политической лексике, идеологии, мышлению, технологиям принятия решений.

Методология и методы П. п. определяются ориентацией исследователей на теории среднего уровня и данные эмпирических исследований. Нередко П. п. заимствует конкретные объяснительные модели поведения и сознания индивида и группы в социологии и психологии, а политического процесса и институтов — в политологии. Методы, используемые в П. п., ориентированы на получение эмпирических данных разного уровня, но преимущественно — на изучение индивидуального поведения и сознания. Широко применяются контент-анализ (документов, выступлений, видеоматериалов), интервью и фокус-группы. В арсенале методов П. п. большое место занимают также тесты, проективные методики, экспертные оценки и т. д. При консультативной работе с клиентами-политиками используются некоторые коррекционные и психотерапевтические методы.

Ведущая теоретическая парадигма в современной П. п. — политический бихевиоризм, главной задачей которого является изучение разнообразных форм политического поведения, а не мыслей и чувств индивида по поводу политики и политиков. Его сторонники (Дж. Деннис, Д. Истон, Р. Найеми, К. Дженнингс и др.) внесли существенный вклад в исследование различных форм политического участия, межэтнических и межгосударственных конфликтов, политической социализации и пр. Исследования политических психологов когнитивистской или гуманистической ориентации (Ж. Пиаже, Л. Колберг, Дж. Адельсон, С. Реншон, Р. Инглхарт и др.) посвящены тому, каким образом человек думает о политике, воспринимает лидеров и партии, какие потребности реализует, какие мотивы и ценности включает, взаимодействуя с политикой, а также воздействию средств массовой информации на политической менталитет человека.

Еще одно крупное направление представлено политическим психоанализом, основным предметом которого является бессознательная мотивация политического поведения. Начиная с работ З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, В. Райха, в психоанализе ведется систематическая разработка проблемы бессознательного в политике. Э. Фромм и Т. Адорно исследовали психологические основы кризисных процессов современной цивилизации, феноменов политического авторитаризма и тоталитаризма. Особое влияние оказали идеи Э. Эриксона и Г. Лассуэлла. Исследователи этого направления создали психологические портреты крупных политических деятелей современности. Ими организован банк данных на более чем полторы сотни современных политиков от Мао Дзэдуна до Жириновского. (Е. Б. Шестопал, Г. Г. Дилигенский)

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40


Это интересно:

Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский). Гребенко утверждал, что ...

Организация формирующего этапа эксперимента
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: 03.03.2008 - 02.04.2008 года. Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представле ...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций. Используемая методика и ее описание
Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 челове ...