Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер.
Таким образом, в результате написания курсовой работы были сформулированы следующие выводы:
- У детей шестилетнего возраста идет активно сплочение коллектива.
- Взаимоотношения довольно устойчивые.
- Основными мотивами выбора являются игровой и трудовой.
- Удачным методом воспитания взаимоотношений является совместная деятельность.
Проведенные экспериментальные данные подтверждают, что в процессе жизни и деятельности в детском саду дети усваивают определенные нормы взаимоотношений со сверстниками; у них складываются определенные способы поведения, которые постепенно закрепляются как более или менее устойчивые нравственные качества личности.
Экспериментальная игра «Секрет» позволяет выявить: скрытые избирательные отношения в детской группе, а также выявить социометрический статус каждого ребенка в группе.
Методика «Рисунок: Я и мои друзья» и эксперименты исследования позволяют выявить связь между особенностями рисунка друзей, выбором общения и самооценку ребенка. Отражает переживания и восприятия ребенком своего места в детском коллективе, отношения ребенка к своим друзьям.
Сформированные нами батарея (комплекс) методик может быть использована психологами, педагогами для изучения межличностных отношений у детей.
Полученные экспериментальные данные, дали нам возможность не только судить об общей линии отношений в группе, но и вскрыть особенности взаимоотношений со сверстниками каждого ребенка группы.
Анализ особенностей, формирующийся личности ребенка и условий его воспитания в семье, отношений с воспитателями и родителями помогал в каждом конкретном случае установить причину возникновения тех или иных недостатков и положительных черт ребенка (его статус) в системе взаимоотношений детей в группе.
Нам удалось выявить совокупность объективных взаимосвязей детей, то есть связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении, не регламентированных воспитателем; совокупность избирательных отношений – симпатий и антипатий детей.
У большинства исследованных детей нет трудностей во взаимоотношениях, они общительны и легко вступают в контакт со сверстниками. Они составляют ядро группы 65%.
У 35% детей все же свидетельствуют проблемы в отношениях между сверстниками – это дети по разным причинам не пользуются популярностью у сверстников.
Данные, полученные в наших исследованиях, дают возможность разработать ряд рекомендаций для воспитателей, способствующих улучшению межличностных отношений у детей.
Приложение 1
Фамилия, Имя |
№ |
Общее количество выборов |
сум-марное кол-во баллов |
Статус ребенка | |||||
Акылбекова Алина |
1 |
5А |
8В |
11Б |
24 |
0,17 | |||
Гордеева лиля |
2 |
3А |
4А |
6Б |
7А |
9Б |
33 |
0,24 | |
Глазкова Кристина |
3 |
2Б |
4Б |
6В |
7Б |
9В |
30 |
0,22 | |
Задорецкая Александра |
4 |
2А |
3Б |
6А |
28 |
0,20 | |||
Зубова Вероника |
5 |
1А |
10Б |
11А |
18 |
0,13 | |||
Кузьмина Лиза |
6 |
4В |
5Б |
7В |
11В |
16 |
0,12 | ||
Кривенко Маша |
7 |
3В |
8Б |
10 |
0,07 | ||||
Максимова Вероника |
8 |
2В |
9А |
16 |
0,12 | ||||
Попова Даша |
9 |
1Б |
5В |
8А |
17 |
0,12 | |||
Полтавская Марина |
10 |
15А |
10 |
0,07 | |||||
Чистякова Катя |
11 |
1В |
6 |
0,04 | |||||
Аубеков Асет |
12 |
0 |
0 | ||||||
Бердимуратов Дархан |
13 |
12А |
18Б |
9 |
0,06 | ||||
Булочников Аскар |
14 |
13А |
19А |
17А |
19Б |
29 |
0,21 | ||
Гакельберг Данил |
15 |
10А |
13В |
13 |
0,09 | ||||
Гимро Иван |
16 |
12Б |
14А |
17Б |
18А |
19А |
20А |
43 |
0,31 |
Дыба Олег |
17 |
12В |
13В |
14В |
20Б |
23 |
0,16 | ||
Пылев Влад |
18 |
15В |
3 |
0,02 | |||||
Сидоров Александр |
19 |
10Б |
15Б |
16Б |
18В |
20В |
25 |
0,18 | |
Тенисов Александр |
20 |
14Б |
16В |
17В |
19В |
22 |
0,16 |
Это интересно:
Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) легко включается в работу;
Б) активно действует;
В) действует спокойно, без лишних слов;
Г) действует робко, неуверенно.
Как реагирует ребёнок на замечание вз ...
Инертность внимания
Инертность внимания – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ...
Группа истероидов
Шоковая реакция диктует необходимость «выплеснуться». Как бы ни были драматичны истерики больного, не следует их пугаться, потому что зачастую в них заложена склонность больного к театрализации и демонстрации — игре. Больные этого типа бо ...