Практические рекомендации
Страница 1

На основе полученных результатов психологам, работающим с педагогическим коллективом при планировании и реализации психопрофилактической, консультативной, психокоррекционной и других видах работ, для снижения количества стрессовых ситуаций и повышения стрессоустойчивости работников, формирования адаптивных свойств личности целесообразно учитывать выявленные в ходе исследования особенности.

Необходимая и базовая составляющая профилактики и коррекции протекания синдрома эмоционального выгорания – это личностная психологическая подготовка педагога, формирование стрессоустойчивости профессионала и навыков высокоэффективного профессионального копинг-поведения и управления эмоциональным состоянием.

При проведении мероприятий необходимо учитывать стадию и выраженность симптомов профессионального «выгорания» и включать разнообразные методы и техники, воздействующие на познавательные, эмоциональные и поведенческие структуры личности. Наряду с индивидуальной работой возможно использование различных форм групповой работы и применение данных методов для каждой стадии профессионального «выгорания» в соответствие с его развитием.

Так, целью психокоррекционной и консультативной работы при низкой степени эмоционального выгорания может являться предупреждение проявлений симптомов эмоционального выгорания и снижение их проявлений. В этом случае необходимо:

- способствовать развитию адекватной самооценки педагога;

- развивать коммуникативные умения;

- развивать положительное эмоциональное отношение к своей профессиональной деятельности;

- развивать положительное эмоциональное отношение к субъектам своей профессиональной деятельности (ученикам);

- создавать условия передачи профессионального и творческого опыта между коллегами;

- развивать стремление к профессиональному росту;

- изменение форм эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях.

При первой стадии

развития профессионального «выгорания» необходимо обучение навыкам профессиональной коммуникации. Для этого целесообразно использовать методы таких психологических направлений как психодрама, гештальт-терапия и трансактный анализ, а также метод психодрамы, разработанный Я. Морено.

Целесообразно проведение тренингов по развитию ассертивности. При этом участники групповой работы обучаются эффективным формам коммуникации, происходит отработка проблемных ситуаций в общении. Развитие положительного эмоционального отношения к профессиональной деятельности. Работа с отрицательными эмоциями (выявление и навык распознавания причин, изменение вектора и насыщенности отрицательных эмоций, выработка навыков управления отрицательными эмоциями и агрессией). А также работа с положительными эмоциями (выявление факторов и способов достижения положительного эмоционального состояния) В ходе групповых занятий возможно применение отдельных элементов гештальт-техник и методов трансактного анализа. При этом педагоги обучаются саморегуляции текущего психического состояния, таким как: релаксация, медитация, дыхательные упражнения. Использование элементов аутотренинга как способа саморегуляции положительно влияет на психическое состояние, мышечное напряжение и нервную систему. Овладение навыками саморегуляции придает уверенность и укрепляет веру в свои возможности. На этой стадии желательно информирование о причинах и факторах формирования эмоционального выгорания, способах конструктивного совладания в стрессовых ситуациях.

Страницы: 1 2 3


Это интересно:

Аттракция и стереотипизация
Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему. Люди не просто воспринимают друг друга, но форм ...

Влияние фактора совместной деятельности на развитие активности общения
В исследовании приняли участие 26 человек (от 9 до 13 лет), которых разделили на две группы: контрольную и экспериментальную. Формирующий эксперимент проводился с сентября по ноябрь 2009 года, на базе школы № 152 г. Новосибирска. Всего б ...

Типичные психологические проблемы детей-дошкольников
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом з ...