После обработки данных мы получили следующие результаты:
Наиболее значимые терминальные ценности | Среднее значение | Место |
девушки | юноши | девушки | юноши |
здоровье | 2,15 | 2,65 | 1 | 2 |
любовь | 4,35 | 8,65 | 2 | |
материально обеспеченная жизнь | 5,9 | 2 | 3 | 1 |
счастливая семейная жизнь | 5,5 | 6,85 | 4 | |
наличие хороших друзей | 6,05 | 4 | 5 | 3 |
развлечения | 12,05 | 5,75 | | 5 |
свобода | 9 | 6,2 | | 6 |
активная деятельная жизнь | 7,75 | 5,2 | | 4 |
Наиболее значимые инструментальные ценности | девушки | юноши | девушки | юноши |
независимость | 8,2 | 2 | | 1 |
твердая воля | 8,55 | 3,1 | | 2 |
жизнерадостность | 7,85 | 4,35 | | 3 |
честность | 7,05 | 6,4 | | 4 |
образованность | 5,7 | 8,5 | 1 | |
Менее значимые терминальные ценности | девушки | юноши | девушки | юноши |
уверенность в себе | 9 | 8,35 | | |
жизненная мудрость | 10,45 | 14,25 | | |
развитие | 10,65 | 13 | | |
интересная работа | 10,2 | 10,35 | | |
продуктивная жизнь | 11,1 | 12,8 | | |
общественное призвание | 10,7 | 8,5 | | |
познание | 10,95 | 12,75 | | |
Менее значимые инструментальные ценности | девушки | юноши | | |
смелость в отстаиваниях своего мнения | 7,1 | 11,55 | | |
самоконтроль | 8,45 | 7,05 | | |
ответственность | 7,95 | 9,45 | | |
широта взглядов | 10,7 | 8,15 | | |
эффективность в делах | 10,35 | 7,8 | | |
терпимость | 11,25 | 11,95 | | |
чуткость | 9,55 | 15,7 | | |
аккуратность | 11 | 14,3 | | |
воспитанность | 7,75 | 13,55 | | |
высокие запросы | 12,75 | 11,51 | | |
рационализм | 10,15 | 7,45 | | |
исполнительность | 12,05 | 11,1 | | |
Принебрегаемые терминальные ценности | | | | |
красота природы и искусства | 14,35 | 17,25 | | |
счастье других | 15,35 | 16,75 | | |
творчество | 15,5 | 16,3 | | |
Принебрегаемые инструментальные ценности | | | | |
непримиримость к недостаткам в себе и других | 16,8 | 17,5 | | |
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей). Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.). То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.
Это интересно:
_В_
ВАЙВЭЙШН — см. Ребёфинг.
ВАЛЕНТНОСТЬ (англ. valence, incentive, incentive value) — положительная или отрицат. ценность, значимость объекта, события или действия для субъекта, их мотивационная (побудительная) сила. Термин «В.» появился в ...
Имидж организации. Понятие имиджа
Слово имидж в России стало популярно сравнительно недавно. Оно пришло к нам из английского языка. Согласно этимологии данного слова с латинского языка «imago» оно обозначает образ, вид. В бытовом сознании человека имидж понимается как обр ...
Общая характеристика памяти
Любое переживание, впечатление или движение оставляют в памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Психическое развитие в ...