Анализ полученных данных

После обработки данных мы получили следующие результаты:

Наиболее значимые терминальные ценности Среднее значение Место
девушки юноши девушки юноши
здоровье 2,15 2,65 1 2
любовь 4,35 8,65 2
материально обеспеченная жизнь 5,9 2 3 1
счастливая семейная жизнь 5,5 6,85 4
наличие хороших друзей 6,05 4 5 3
развлечения 12,05 5,75 5
свобода 9 6,2 6
активная деятельная жизнь 7,75 5,2 4
Наиболее значимые инструментальные ценности девушки юноши девушки юноши
независимость 8,2 2 1
твердая воля 8,55 3,1 2
жизнерадостность 7,85 4,35 3
честность 7,05 6,4 4
образованность 5,7 8,5 1
Менее значимые терминальные ценности девушки юноши девушки юноши
уверенность в себе 9 8,35
жизненная мудрость 10,45 14,25
развитие 10,65 13
интересная работа 10,2 10,35
продуктивная жизнь 11,1 12,8
общественное призвание 10,7 8,5
познание 10,95 12,75

Менее значимые инструментальные ценности девушки юноши
смелость в отстаиваниях своего мнения 7,1 11,55
самоконтроль 8,45 7,05
ответственность 7,95 9,45
широта взглядов 10,7 8,15
эффективность в делах 10,35 7,8
терпимость 11,25 11,95
чуткость 9,55 15,7
аккуратность 11 14,3
воспитанность 7,75 13,55
высокие запросы 12,75 11,51
рационализм 10,15 7,45
исполнительность 12,05 11,1
Принебрегаемые терминальные ценности
красота природы и искусства 14,35 17,25
счастье других 15,35 16,75
творчество 15,5 16,3
Принебрегаемые инструментальные ценности
непримиримость к недостаткам в себе и других 16,8 17,5
По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей). Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.). То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.


Это интересно:

Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...

Метод наблюдений
Непосредственное наблюдение. На раннем этапе исследования лабораторные эксперименты и корреляционный метод могут оказаться преждевременными и большего можно достичь, наблюдая за естественным ходом интересующего вас явления. Внимательное н ...

Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем су­перчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П ...