Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии
Страница 1

Полезная информация » Характеристика рефлексии студентов ВУЗа » Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию рефлексии в психологии

Несмотря на то, что практически все современные подходы к понима­нию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятель­ной области научных исследований на рубеже XIX и XX веков пробле­ма рефлексии оказалась вытесненной из психологии, опиравшейся в этот период своего развития на методологию естественных наук.

Среди различных направлений, сформировавшихся в психоло­гии в первую треть XX века, сложилось неоднозначное отношение к проблематике рефлексии - от полного отрицания необходимости исследования этой проблемы в контексте психологического знания до признания ее основным психологическим методом. При этом от­сутствовала не только единая система взглядов на состав и структуру рефлексивных процессов, но и не было сформулировано како­го-либо четкого определения рефлексивной функции.

Только в 1930-х годах А. Буземаном было сформулировано «психологическое» определение рефлексии как перенесения пережива­ния с внешнего мира на себя [83]. Автор также впервые предло­жил выделить психологию рефлексии в самостоятельную область исследований.

Первое систематическое изложение философских и психологи­ческих представлений о рефлексии осуществлено бельгийским фи­лософом А. Марком в 1948 г. в его труде «Психологии рефлексии» [62].

Нельзя сказать, что ассимиляция этих представлений другими психологическими направлениями шла гладко и безболезненно. Подчеркнем, что данный процесс отнюдь не за­вершен и в настоящее время.

Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет динамика взглядов на рефлексивные феномены в русле когнитивной психоло­гии. В рамках этого направления психические процессы анализиру­ются как процессы переработки информации, существующие в ви­де систем с входом, выходом и перерабатывающим устройством. Большое число работ когнитивистов [16 и др.] посвящено исследованию процессов мышления и памяти. Именно в этих работах впервые были обозначены и описаны такие, по сути, рефлексивные феномены, как метапамять (память о соб­ственной памяти) и метамышление (как процессы регуляции мышления). Углубление исследований в этом направлении привело к воз­никновению особого направления в современной психологии - метакогнитивизма, датируемого публикацией в 1971 г. первой работы Дж. Флейвелла о метапамяти [106]. В рамках метакогнитивного подхода сформировалось понятие о классе регулятивных метапроцессов как осо­бой подструктуре системы переработки информации, послужившее основой для создания современной когнитивной парадигмы исследо­вания рефлексивных способностей.

В целом в развитии взглядов на проблему рефлексии в зарубеж­ной психологии прослеживаются две основные линии. Первая бе­рет свое начало от интроспективной психологии, признавшей реф­лексивные процессы основными в функционировании психики, а рефлексирование - базовым методом исследования сознания. Значительно видоизменяясь, эти взгляды нашли свое отражение в таких современных направлениях, как гуманистическая психоло­гия, гештальтпсихология, указывающее на важность сознательного отслежива­ния и регуляции ритмов контакта индивида со средой, экзистенци­альная психология. Вторая, хронологически более поздняя линия развития берет начало в ранних работах по исследованию мышле­ния в когнитивной психологии. Ее дальнейшее развитие связано с выделением и исследованием процессов, не участвующих непо­средственно в переработке информации, а регулирующих ее осу­ществление, которые впоследствии были обозначены как «мета-процессы».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Это интересно:

Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, недели и года
Работоспособность является интегральным показателем интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенк ...

Программная часть исследования. Рабочая концепция исследования
Наша работа направлена на изучения взаимосвязи компонентов имиджа руководителя и внутреннего имиджа организации. Они являются важными составляющими имиджа организации, который играет важную роль в эффективном функционировании любого предп ...

Основные противоречия педагогической деятельности
Сфера профессионального труда учителя - это арена преодоления множества противоречий. Множество таких противоречий можно представить в виде нижеприведенной таблицы: В результате рассмотрения основных аспектов педагогической деятельност ...