Инструкция: нарисуй семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены были разными животными.
Таблица 3
Анализ результатов «Семья животных»
Дети из полной семьи |
Дети из неполной семьи | |||
девочки (5) |
мальчики (4) |
девочка |
мальчик | |
Размер животных: Мелкие |
5 |
3 |
+ | |
Крупные |
- |
1 |
+ | |
Нейтральные |
4 |
1 |
+ |
+ |
Хищники |
1 |
3 | ||
Жертвы |
- |
- | ||
Холоднокровные |
- |
2 | ||
Теплокровные |
5 |
2 |
+ |
+ |
В отличие от методики «Рисунок семьи», «Семья животных» наиболее четко показывает внутрисемейные взаимоотношения, потому что ребенок на сознательном уровне не идентифицирует свою семью с животными, он изображает не собственную, а абстрактную семью, именно в результате снижения защитных механизмов, проекция отношений ребенка становится более полной.
Изучив данные, я заметила, что многие дети наглядно показывают взаимоотношения в семье на примере разных видов животных, которые не видно в «Рисунке семьи». Например, вся семья состоит из кошек, а сестра – собачка, или мама и папа – кошка с собакой.
Таким образом, дети из полных семей рисовали мелких размеров животных, значит, все члены семьи – равноправные. Половина из них (5) изображала нейтральных животных, другая половина (4) – хищников, но в этом случае вся семья состояла из них, т.е. в семье не было отношений хищник-жертва. Лишь 2 нарисовали холоднокровных (аллигаторы, змея), что говорит об эмоциональной холодности в отношениях. Остальные 7 человек – теплокровных (собаки, кошки, волки, птицы, лисы).
Девочка из неполной семьи нарисовала крупного папу-собаку и мелкую маму-кошку, детей она не изобразила вообще. Т.е. установленная ранее отчужденность здесь проявилась в полной мере – отсутствие в семье детей (т.е. себя).
Мальчик из неполной семьи изменил состав семьи животных (папа-слон, мама-жираф, старшая сестра-зебра, младшая сестра-фламинго, средний брат-лев) по сравнению с его семьей (сам мальчик, брат, папа, сестра, мама). Он заменил себя на девочку-сестру. Папа-слон, в черном цвете, мама-жираф - крупные животные – доминантные член семьи, оказывающие сильное давление на ребенка, брат-лев – сила и активность. Прослеживается похожее настроение: и там и там – папа с братом – доминирующие члены семьи, причем неприязнь к папе видна в обоих рисунках; подавление, гиперопека в рисунке семьи выразилась в цветовой гамме и размерах членов семьи, а в рисунке семьи животных – в размерах и видах животных.
Это интересно:
Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.
Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии.
На контрольном этапе эксперимента были пр ...
Экспериментальное исследование психологических
особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические
особенности поведения детей с вегетососу
Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом являет ...
Типы учебной ситуации.
Любая деятельность порождается определенными мотивами и протекает в определенных условиях. Следовательно, чтобы возникло учение в учебной ситуации, должны быть мотивы, движущие индивида к гностической цели - к овладению определенными знан ...