_С_
Страница 56

СТРУКТУРИРОВАНИЕ (англ. structuring) — стратегия и процесс организации разрозненной информации при ее запоминании, в результате чего элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп (ср. Кодирование, Укрупнение). Условия успешного С.: близкое по времени (в идеале — одновременное) поступление запоминаемых элементов в кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака. (А. И. Назаров.)

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. structural psychology) — термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии, противопоставлявшейся им функциональной психологии. Развивая идеи В. Вундта, Титченер доказывал, что психология должна отвлекаться от функционального значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении. Ее задача — изучать структуру сознания, расчленять любое душевное явление на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему анализу, выяснять законы объединения этих составных частей и раскрывать связь психологической структуры с физиологической организацией. С. п. Титченера — концентрированное выражение интроспективной трактовки психики, которая ограничивается лишь сферой осознанного и исследуется как замкнутое в самом себе сознание. Методом С. п. служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях элементов сознания. В положении о возможности непосредственного познания психики реализуется позитивистский принцип о совпадении сущности и явления. Представители функционализма критиковали концепцию Титченера за игнорирование дарвиновской теории о роли психики в процессе приспособления (адаптации) организмов к среде. В настоящее время С. п. представляет в основном исторический интерес. (А. Н. Ждан.)

СТУПОР — см. Синдромы психопатологические.

СУБЪЕКТИВНОЕ СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. subjectum — подлежащее + греч. semantikos — обозначающий) — модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой путем анализа значений объектов (понятий и т. п.) выявляется их субъективная «классификация». Размещение в С. с. п. тех или иных значений позволяет проводить их анализ, судить об их сходстве и различии. Математически С. с. п. выражается с помощью координатных осей, точек и вычисления расстояния между ними. Построение С. с. п. как метод исследования и как модельное представление категориальных структур получило широкое распространение в области психологии памяти (семантические модели долговременной памяти), психологии мышления и теории принятия решения. Этот метод находит также применение в дифференциальной психологии, в исследовании когнитивных (познавательных) аспектов сознания и самосознания (личности и группы). См. Семантика, Психосемантика. (В. Ф. Петренко.)

Добавление ред.: Очевидно, изучение С. с. п. относится к исследованиям того, что Л. С. Выготский назвал «внутренней, или смысловой, структурой сознания».

СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТУР — см. Когнитивный контур.

СУГГЕСТИЯ — см. Внушение.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — см. Психология правовая, Психология судебная, Психология юридическая, Судебно-психологическая экспертиза.

СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА (англ. judicial-psychological examination; от лат. expertus — опытный) — исследование непатологических психических аномалий участников уголовного или гражданского процесса, которые имеют значение для установления истинности по уголовному (гражданскому) делу. На этане предварительного следствия С. п. э. назначается в отношении подозреваемых (производится крайне редко), обвиняемых, свидетелей и потерпевших, а при судебном разбирательстве — в отношении подсудимых, свидетелей и потерпевших.

Страницы: 51 52 53 54 55 56 57 58


Это интересно:

Теория концептуальной психотерапии
Как было отмечно чуть выше – для изменения деструктивной реакции личности (поведение, эмоция, умозаключение) необходимо внести изменения в саму концептуальную тридау, т.е. в сам гештальт-концепт. Для этого необходимо сделать объектом псих ...

А. Адлер.
А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка ...

Зарубежные теории о поведении человека
Как видно из вышесказанного, в России происходил резкий взлет в развитии рефлексологии как науки о поведении, что привело к возникновению за рубежом аналогичных теорий. Среди западных психологических течений, изучающих поведение человека, ...