СТАБИЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА СЕТЧАТКЕ — см. Викарные перцептивные действия.
СТАЙЛСА—КРОУФОРДА ЭФФЕКТ (англ. Stiles—Crawford effect) — различие в восприятии яркости одного и того же пучка света в зависимости от того, как он проникает в центральную ямку сетчатки. Свет кажется более ярким, если он проходит через центр зрачка, и менее ярким, если он проникает в глаз через периферические его отделы. См. Зрение.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ (от греч. sthenos — сила) — эмоции, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возникает состояние возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости и т. п.). При переживании С. э. дыхание становится глубоким и легким, частота вдохов увеличивается, сердце работает энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения действий, требующих затраты большей, чем обычно, энергии. С. э. активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном. Противоположностью С. э. являются астенические эмоции. Стеническими и астеническими м. б. самые разные виды эмоциональных явлений (от аффектов до настроений).
СТЕРЕОПСИС (англ. stereopsis) — сенсорный процесс, возникающий при бинокулярном зрении как психофизическая реакция на сетчаточную горизонтальную диспаратность. В результате С. субъект переживает специфическое ощущение глубины. Иногда в понятие С. включают и сам результат (стереоэффект) — особое, не сводимое к монокулярным ощущениям впечатление пространственности.
С. обеспечивает восприятие относительной удаленности, т. е. удаленности объекта относительно ядерной плоскости — фронтальной плоскости, проходящей через точку бинокулярной фиксации (точку пересечения зрительных осей; см. Линия взора). Стимулом для С. является относительная диспаратность. В первом приближении зависимость между видимой относительной удаленностью (глубиной) и величиной относительной диспаратности выражается след. образом: чем больше диспаратность, тем больше видимая глубина при прочих равных условиях. Для осуществления С. не требуется каких-либо монокулярных зрительных признаков. Так, в опытах амер. исследователя Б. Юлеша (Julesz) использовались случайно-точечные стереограммы (стереопары), которые при монокулярном рассматривании выглядят хаотическим нагромождением точек. Тем не менее при стереоскопическом рассматривании эти стереограммы создавали впечатление глубины. Изучение С. ведется в лабораторных условиях и, как правило, с помощью специального прибора — стереоскопа. См. Глубинное зрение, Панума зона, Панума феномен.
СТЕРЕОСКОП (англ. stereoscope) — оптическое устройство, позволяющее предъявлять 2 диспаратных изображения одного и того же объекта независимо правому и левому глазу и воспринимать объединенное изображение объемным. С. был изобретен англ. физиком И. Уитстоном (1833) и в дальнейшем неоднократно модифицировался.
Пара снимков, или изображений, используемых в С., называется стереопарой (или стереограммой). Практически стереопары получаются путем фотографирования некоторой трехмерной сцены с 2 позиций. Если расстояние между точками фотографирования (базисное расстояние) равно расстоянию между зрачками, то полученные стереопары дадут стереоэффект, такой же, как и при естественном бинокулярном рассматривании объекта. Если это расстояние увеличено, возникает впечатление большей глубины, если уменьшено — объект выглядит уплощенным. Это объясняется изменением величины диспаратности, которая пропорциональна межзрачковому расстоянию. С., оптическая система которого имеет преувеличенное относительно межзрачкового расстояния базисное расстояние, называется телестереоскопом. Если базисное расстояние меньше межзрачкового, то говорят об иконоскопе (см. Стереопсис).
Это интересно:
Консультативная психологическая помощь семье. Виды
консультативной помощи
Все большую популярность стал приобретать подход к семье, как к единице социального воздействия и психологического анализа, которую можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функциониров ...
Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у
детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.
В результате обработки теста Р. Теммл и ...
Психология труда
Психология труда
(в узком значении этого слова) изучает, прежде всего, закономерности деятельности человека как субъекта, как индивида; закономерности развития и формирования человека как субъекта-труда.
В компетенцию психологии труда в ...