На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосферы (Прил. 1).
По результатам анализа проведенного анкетирования педагогов о социально - демографических аспектах было выявлено, что в целом педагоги с разной выраженностью эмоционального выгорания в целом имеют многолетний профессиональный стаж. Средний стаж работы по выборке составляет около 15 лет. Возраст большей части педагогических работников, принимавших участие в исследовании, составляет от 35 до 55 лет. Практически все педагоги имеют высшее образование, состоят в браке и имеют детей. Средняя продолжительность проживания в данной местности составляет около 24 лет, при этом можно отметить, что педагоги с более длительный сроком проживания в данной местности показывают более высокую степень эмоционального выгорания (Прил. 2).
В целом педагоги, принимавшие участие в исследовании, склонны оценивать выполняемую работу как эмоционально и умственно напряжённую, связанную принятием ответственных решений. Также следует отметить, что исполняемая профессиональная деятельность в целом не относится ими к разряду носящих монотонный и однообразный характер (прил. 2).
В результате проведенного опроса, и результатов последующего корелляционного анализа установлено, что при более длительном проживании в данной местности возрастает склонность к антиципаторному (предупреждающему) избеганию стрессовых ситуаций (р≤0,05).
Также установлено, что чем выше педагоги оценивают свой труд как умственно и эмоционально напряжённый, тем чаще они при стрессовых ситуациях склонны прибегать к действиям асоциальным (р≤0,05), и при этом возрастает использование стратегий поведения, направленных на поиск социальной поддержки (р≤0,05).
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа педагогов по результатам анкетирования
ПСПодд |
АС Д |
Кон над С |
САМ опр |
АЦ ИЗБ |
ЭМ НАПР |
УМ НАПР | |
ПРО ЖИВ |
0,29** | ||||||
ЭМ НАПР |
0,32** |
0,33** | |||||
УМ НАПР |
0,73** | ||||||
МО НОТ |
-0,03** |
0,31 |
-0,49** |
-0,33** |
** - (p 0,05)
* - (p 0,01)
Также обнаружено, что при склонности к оценке своего труда как безынтересного и монотонного, педагоги чаще выбирают стратегии самооправдания (р≤0,05), но тем реже при этом они прибегают к стратегиям которые помогают контролировать развитие стрессовой ситуации (р≤0,05), и тем реже педагоги склонны оценивать свою работу как эмоционально и умственно напряженную (р≤0,05). В дальнейшем на основе анализа результатов проведенного тестирования для выявления степени выраженности эмоционального выгорания педагогов выявлено 3 группы респондентов, отличающихся уровнем развития симптомов эмоционального выгорания. Это позволило сформировать 3 экспериментальные подгруппы.
Это интересно:
Тревожность
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожные дети об ...
_Ж_
ЖАЖДА — см. Ощущения органические.
ЖАНЕ ПЬЕР (Janet, 1859-1947) — фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера, пси ...
Измерение черт личности
Айзенк сконструировал множество опросников самооценки для определения индивидуальных различий по трем суперчертам личности. Самым последним из них является «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Ильин Е.П ...