Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса, предложение труда и материалов) определялись некой «невидимой» силой рынка и в случае падения спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал организации с изменением внешней среды.
В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.
Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом.
Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см. Управление человеческими ресурсами); управление качеством; стратегическое управление; логистика; управление проектом и затратами; управление сервисом; управление внедрением; управление информационными ресурсами; имитационное моделирование; теория принятия управленческих решений.
Управление производством включает след. процедуры и действия: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, в т. ч. управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано сбалансировать цели организации с потребностями ее клиентов. Оно включает: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации. Для этого осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом анализа и обработки финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической ситуации с возможностями и деятельностью др. организаций. (Е. Б. Моргунов.)
МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1905-1984) — доктор педагогических наук (по психологии). У истоков длинной и плодотворной жизни в науке, с 1932 г. связанной с Ин-том общей и педагогической психологии (в Москве), стояли замечательные люди: руководителями кандидатской диссертации, посвященной развитию арифметических операций у школьников, были Выготский Л. С. и Лурия А. Р. М. внесла заметный вклад в психологию обучения, в понимание связи между обучением и развитием; она принимала непосредственное участие в разработке программ для начальной школы, которые можно расценивать как пробу развивающего обучения.
М. — автор более 100 научных работ; 3 монографии в разные годы удостоены премий Академии педагогических наук. Основные публикации: «Психология обучения арифметике» (1955); «Психология усвоения знаний в школе» (в соавторстве с Д. Н. Богоявленским, 1959); «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах» (в соавторстве с М. И. Моро, 1965); «Вопросы умственного развития ребенка» (1970); «Психологические проблемы активности личности в обучении» (1971) и др. Изданный при участии М. (как автора и ред.) в 1971 сб. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» до сих пор не имеет аналогов и остается настольной книгой для всех, кто сталкивается с этой трудной проблемой. Отдельного упоминания заслуживает небольшая по объему, но чрезвычайно емкая книга «Развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957 и др. изд.), которая представляет образец лонгитюдного идиографического исследования. (И. А. Мещерякова.)
Это интересно:
Функции имиджа
Главная функция имиджа – приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются дейс ...
_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практ ...
Элиминация
Наиболее простой по сути, но не по возможностям осуществления "радикальный" способ контроля. Экспериментальную ситуацию конструируют таким образом, чтобы исключить какое-либо присутствие в ней внешней переменной. Например, в пси ...