_М_
Страница 11

Применение М. д. с. дало возможность исследовать, как испытуемый использует знаки в качестве средств направления своих мыслительных операций и как в зависимости от способа употребления слова протекает и развивается весь процесс образования понятий. Описанный вариант М. д. с. известен под названием «Методика Выготского-Сахарова» (при ее разработке использована идея «поискового метода» Н. Аха), однако М. д. с. применялся также при изучении опосредствованных процессов внимания и памяти (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев). Поэтому М. д. с. можно рассматривать как целый ряд методик, основанных на принципе знакового опосредствования.

МЕТОД ДИХОТИЧЕСКОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ (англ. method of dichotic listening) — психологический метод, направленный на изучение селективного внимания и функциональной асимметрии полушарий мозга. Основан на одновременном предъявлении различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. С помощью М. д. п. установлено, что для подавляющего большинства правшей при предъявлении речевых стимулов характерен «эффект правого уха» (больший объем и точность воспроизведения стимулов, воспринимаемых правым ухом), свидетельствующий о преимущественной роли левого полушария в обеспечении речевых функций, а также «эффект левого уха» при предъявлении неречевых стимулов, указывающий на преимущественное отношение правого полушария к их восприятию. У левшей и амбидекстров межполушарные различия в слуховом восприятии выражены в меньшей степени, чем у правшей, и нередко (в 50% случаев) носят против. характер. М. д. п. используется для изучения функциональной специфичности полушарий в деятельности мозга не только у взрослых, но и у детей. См. Амбидекстрия, Ведущее полушарие, Дихотическое слушание, Латерализация функций, Леворукость, Межполушарная организация психических процессов. (Е. Д. Хомская.)

МЕТОД ЕДВА ЗАМЕТНОЙ РАЗНИЦЫ (англ. method of just noticeable difference, сокр. method of JND) — одна из методик измерения дифференциального порога, когда испытуемый, меняя величину переменного стимула, сам устанавливает такую величину, которая едва заметно отличается от величины соответствующего свойства у эталонного стимула. Син. метод наименьших различий, метод минимальной разницы; Ср. Метод средней ошибки. (К. В. Бардин.)

МЕТОДИКА ВЫГОТСКОГО—САХАРОВА — см. Метод двойной стимуляции.

МЕТОДИКА ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ (англ. paired-associates learning, сокр. PAL) — методика исследования памяти, заключающаяся в предъявлении испытуемому для запоминания списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т. п.). При последующем предъявлении каждого 1-го члена пары испытуемый должен воспроизвести (по памяти) 2-й член соответствующей пары. (Г. Г. Вучетич.)

МЕТОДИКА ПЕТЕРСОНОВ (методика Брауна—Петерсонов; англ. Brown—Petersons technique) — методика для определения раздельного влияния времени хранения и повторения информации на эффективность кратковременной памяти; позволяет оценить время хранения информации при устранении фактора повторения (путем проговаривания). После предъявления материала для запоминания испытуемому предлагается в течение некоторого времени, устанавливаемого экспериментатором (интервал хранения), выполнять отвлекающую (интерферирующую) задачу, препятствующую повторению (напр., из 50 вычитать последовательно по 3 единицы). (А. И. Назаров.)

МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial-report method) — применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая); состоит в кратковременной (тахистоскопической) демонстрации матрицы символов испытуемому, перед которым поставлена задача воспроизвести некоторую часть (строку или столбец) элементов матрицы (букв или цифр). Какую именно часть необходимо воспроизвести, испытуемый узнает с помощью светового или звукового указателя, предъявляемого с варьируемой задержкой уже после окончания экспозиции матрицы. Принципиальное отличие от методики полного воспроизведения состоит в том, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть всего предъявленного массива информации, и эта инструкция (указатель) дается после окончания предъявления. Испытуемый отвечает либо голосом, либо нажимая на клавиши специальной клавиатуры. Варьируемые (независимые) переменные: объем матрицы (2 × 2 и более), длительность ее экспозиции (как правило, не более 100 мс), интервал задержки инструкции по воспроизведению (0-1000 мс; в этом же интервале могут предъявляться маскирующие стимулы).

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Это интересно:

Страхи
Возрастные страхи возникают у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Многие дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от прибл ...

Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте. Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250] Проблемой изучения внимания ...

Гештальт-психология
Около 1912 года, приблизительно в то же время, когда в Америке приобрел популярность бихевиоризм, в Германии появилась гештальт-психология. Немецкое слово «гештальт», означающее «форма» или «конфигурация», было использовано в качестве наз ...