Эти два направления сильно различались друг от друга и практически не имели взаимного влияния. Во многом применение активных групповых методов было направлено на достижение политических целей и служило для формирования определенных ценностей и установок, соответствующих государственной идеологии.
В последние десятилетия методы активного группового обучения и коррекции личности стали весьма модными, вызывающими всеобщий интерес. К сожалению, быстрый рост популярности этих методов в немалой степени обусловлен не только активностью специалистов, но недобросовестной деятельностью дилетантов, которые используют активные методы психологического воздействия для достижения коммерческих целей. «Не последнюю роль играла также рекламная деятельность многочисленных предприимчивых создателей рецептов счастья и хорошей полноценной жизни» [24, 41].
Развитие активных групповых методов в России в период 80-90-х годов ХХ века характеризуется большим количеством заимствований из западного опыта. Заимствуются как теоретические подходы, так и практический опыт, методическая база. Так же как и на Западе практика в нашей стране имеет тенденцию опережать развитие теоретического обоснования. Как у практиков активных групповых методов, так и у потенциальных участников еще не сформировалось структурированное представление о всей области применения АГМ. Проблемы развития АГМ и, в частности, социально-психологического тренинга, были связаны также с отсутствием четко определенных терминов и понятий в области практической психологии. Под понятием «тренинг» могли иметься в виду и действительно активные групповые методы, а могли пониматься и обычные методы лекции или семинара. Можно было даже встретить словосочетание «прослушать тренинг», что противоречит основному принципу активного вовлечения участника в работу группы.
Наблюдался также процесс размывания принципов, по которым дифференцируются области применения активных групповых методов в лечебных целях и в целях, касающихся совершенствования личности человека, межчеловеческих отношений, семейных структур, структур социального окружения психически здоровых людей.
Однако, можно отметить, что в последнее десятилетие происходят некоторые позитивные изменения, связанные с разработкой российских теорий и методов активного группового психологического воздействия. Начали появляться устоявшиеся термины для обозначения разных направлений практической психологии и особенно области тренинга. Более четко формулируются цели применения того или иного метода.
В настоящее время в распоряжении психологов-практиков и тренеров уже оказалось весьма большое количество разнообразной литературы, отражающей так или иначе теоретические, практические, прикладные аспекты групповой психологической работы. Анализ западного опыта и разработки российских специалистов отражены в работах Дубовской (1991), Емельянова (1985), Жукова (1990), Петровской (1989), Эйдемиллера (1990) и др.
Российскими специалистами активно ведется разработка тренинговых программ, основанных на российском опыте. Позитивными примерами могут служить разработки Г.И. Марасанова – «тренинг взаимовосприятия и понимания», «тренинг убеждающего воздействия», Л.М. Кроля и Е.Л. Михайловой «тренинг тренеров», С.А. Беличевой «тренинг глубинного обучения для социальных педагогов».
Это интересно:
Характеристика методик исследования
1. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-
АМ), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным [33; 25 - 38]
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: "достоверность" (Д) (Приложение №1 ...
_X_
ХАЛЛ КЛАРК ЛЕОНАРД (Hull C. L., 1884-1952) — амер. психолог, разрабатывал концепцию поведения с помощью «гипотетико-дедуктивного» метода, включающего эмпирическую проверку дедуцированных из постулатов гипотетических следствий (см. Дедукци ...
Ребенок в системе дошкольного воспитания
Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем, саму программу он, по ...