Итак, развитие представлений о межличностном взаимодействии и активных групповых методов как технологии, основанной на влиянии одной личности на другую, а также на принципе группового воздействия имело ряд этапов. Дж. Рутан и У. Стоун [106], проводя анализ развития тренинговых методов, указывают, что первоначально деятельность психодинамических групп осуществлялась методом проб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалисты использовали идеи Лебона, Мак-Даугалла, Левина и других, дополняя их теориями личности, прежде всего, теорией Фрейда. Тем не менее, им не удавалось в достаточной степени интегрировать оба подхода; разные исследователи делали акцент либо на групповых феноменах, либо на индивидуальных психических проявлениях. Тесно связанным с практикой применения активных групповых методов, и в частности групп тренинга было представление о том, что межличностное взаимодействие в группе может отражать внутрипсихические конфликты ее членов, а также сопровождаться проявлением групповых процессов. Хотя вплоть до настоящего времени у нас нет общей теории для обоснования своей работы, большинство специалистов сочетает представления о групповой динамике с идеями межличностного взаимодействия и индивидуальной психологии.
В России
в начале ХХ века, как уже было сказано, применение активных групповых методов развивалось в областях медицины, педагогики и андрогогической практике (обучение взрослых). Яркими представителями этих направлений можно считать В.М. Бехтерева, К.С. Станиславского, А.С. Макаренко.
Но механизмы и принципы группового взаимодействия не являлись самостоятельным объектом изучения.
Между первой и второй мировыми войнами формируются принципы коллективной психотерапии. Б.Н. Бирман, М.А. Чалисов разработали методику групповых собраний, А.М. Дружинин и М.Г. Иткин начали создавать амбулаторные группы, применяя в них параллельно групповую и индивидуальную психотерапию.
Но в России и в странах так называемого «социалистического лагеря», кроме упомянутых пионерских попыток в 20-х годах, развитие и широкое распространение активных групповых методов в работе с психически здоровыми людьми несколько запоздали. Работа в области межличностных отношений всегда связана с социальными нормами и ценностями, законами общественного существования. А в период 20-х – 50-х годов в России обсуждение различных механизмов развития личности и влияния группы на индивида было практически невозможным из-за сильнейшего идеологического давления. Законы общественного устройства подразумевали единственно правильный способ функционирования общества как единого целого и не приветствовали развитие личности с ее уникальными способностями и качествами.
Лишь в 60-х годах наступили существенные изменения. В 60-х годах выходят работы В.Н. Мясищева и В.С. Мерлина по теории психологии отношений. Но несмотря на «оттепель» российская наука ощущала нехватку теоретического и методического материала для успешного развития.
Дальнейшее развитие групповых методов достаточно долго оставалось в рамках двух направлений: лечебного воздействия и педагогической практики.
Это интересно:
Попутное научение и целенаправленное учение
Научение
в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным.
О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Многовековой опыт педагогов показывает следующее:
· научение (запоминание) происходит и тогда, когда перед обучающими ...
Связь между телом и душой как предмет исследования
Взаимоотношение физического (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве фактических данных, которые в общем плане, исходя из все еще не вполне отчетливого понимания тела и души, могут быть сформулированы с ...
Определение структуры и степени выраженности эмоционального выгорания у педагогов
На первом этапе исследования проводилось анкетирование с целью выявления социально – демографических характеристик и отношения педагогов к выполняемой профессиональной деятельности и субъективном восприятии стрессогенности трудовой атмосф ...