Развитие активных групповых методов в России и в западных странах
Страница 2

В начале 50-х годов ХХ века В. Байон сформулировал динамическую теорию функционирования группы. Его концепция оказала большое влияние на теоретическое осознание групповых явлений. На основе спонтанного развития группы он выделил две доминирующие в ней формы деятельности: 1) целевую активность на рациональной основе и 2) активность, продиктованную эмоциями, которая, однако, укладывается в определённый тип взаимодействия. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Байон говорит о возможности конфликтов между этими планами и закономерности формирования «коллективных защитных механизмов». Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа [24; 7].

Одним из наиболее уважаемых в западной социальной психологии специалистов по активным групповым методам считается К. Левин, который также использовал малые группы, прежде всего, не в целях лечения, а для развития участников. К. Левин, так же как и З. Фрейд и другие пионеры психоанализа, с помощью понятия «поля» объяснял процесс развития личности. Подобно тому, как в физике использование механистической модели оказывается во многих случаях недостаточным, Левин показал, что при рассмотрении процесса развития личности необходимо принимать во внимание многообразие разных влияний, представляющих собой различные поля. Одним из наиболее значимых влияний является влияние со стороны других людей. Поэтому, вполне естественно, что Левин заинтересовался взаимодействием людей в малых группах. Будучи в первую очередь исследователем и теоретиком, Левин проводил эксперименты с группами, рассматривая их как средство развития навыков принятия решений, повышения групповой эффективности и развития групповой морали. После второй мировой война К. Левин продолжил свою работу в Центре исследования групповой динамики Массачусетского института технологии. Работа Центра стала первым академическим проектом, посвященным изучению динамики малых групп.

В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет - начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых групп сензитивности и Т-групп.

В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппард сформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамки психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческих отношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активно применяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считают одним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Особенности развития внимания на разных возрастных этапах
Н.Ф. Добрынин считал, что первые проявления внимания можно пронаблюдать у новорожденного, во время сосания. А на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается уп ...

Особенности готовности военнослужащих войск ПВО к экстремальным ситуациям служебной деятельности
Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО) — род войск Сухопутных войск Российской Федерации. Цель и предназначение — защита группировок сухопутных войск и объектов тыла от ударов средств воздушного нападения противника. Войска противо ...

Трудовая деятельность и методы стимулирования роста производительности труда
Труд осуществляется в разных видах и формах человеческой деятельности: материальной и духовной, внешней и внутренней, индивидуальной и коллективной, умственной и физической, производственной, учебной, спортивной и др. Все формы общественн ...