По мнению психологов, значительную роль в возникновении супружеских конфликтов играет противостояние разных интересов, взглядов, представлений, вкусов, привычек. Некоторые исследователи связывают возникновение конфликтов между супругами также с несовместимостью их характеров, нравственных позиций, ролевых ожиданий, личностных качеств и мнений относительно целей брачного союза.
Немаловажную роль играют противоречия, возникающие у супругов при совместном удовлетворении в браке ряда потребностей: в исполнении семейных ролей, общении, материальных потребностей, потребности в защите собственного «Я».
Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичны у обоих брачных партнеров и нередко оказываются противоречивыми. Если у супругов хорошо развиты такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание, умение считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, то противоречия в этой сфере не принимают острых форм и успешно преодолеваются. Отсутствие же у супругов указанных качеств приводит к такому обострению противоречий, при котором удовлетворить потребности каждого из брачных партнеров становится чрезвычайно трудно, а порой и невозможно. Это создает дисгармонию в супружеских отношениях и ведет к дестабилизации семьи.
Подготовленность к браку включает правильное понимание и выполнение супругами семейных ролей, готовность супругов к компромиссам и сотрудничеству, ответственности за семью, высокую культуру общения. Наиболее важным конфликтогенным фактором в семье является культура общения супругов, т.е. умение соблюдать в общении друг с другом и с родственниками элементарные нравственные нормы повседневной жизни - вежливость, тактичность, доброжелательность. Если супруги систематически нарушают эти нормы (позволяют себе грубость в обращении с партнером или его родственниками, проявляют бестактность, равнодушие, недоброжелательность, невнимательность к партнеру), это может провоцировать конфликты. [18. 58]
Большую роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из четырех типов:
1) стремление к превосходству,
2) появление агрессивности,
3) проявление эгоизма,
4) стечение обстоятельств.
Объединяет все эти типы то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем или для достижения каких-то целей (психологических или меркантильных). Перечислим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.
Стремление к превосходству. Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.
Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: "Не обижайся", "Успокойся", "Как можно этого не знать?", "Неужели не понимаешь?", "Вам русским языком сказано", "Ты умный человек, а поступаешь .". Одним словом, забвение известной мудрости: "Если ты умнее других, то никому не говори об этом". Конфликтогеном является и снисходительный тон.
Хвастовство, то есть восторженный рассказ о свих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание "поставить на место" хвастуна.
Это интересно:
Методы диагностики и коррекции, как средство
преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Диагностика эмоционального
неблагополучия детей дошкольного возраста
Диагностическим обследованием было охвачено 11 детей - воспитанников ДОУ № "……". Возраст детей 6 лет.
В процессе диагностики были использованы следующие методики:
1) Методика "Дом - Дерево - Человек". (см. Приложение ...
Независимая переменная
Независимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться. (2).
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, г ...
Теоретические основы развития представления об эмоциях у детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития. Понятие
эмоций, представление об эмоциях
Понятие об эмоциях и чувствах.
Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) - особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и си ...