_С_
Страница 44

С. у., в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию самосознания, самооценки уч-ся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию познавательных интересов и т. д.

СОЗРЕВАНИЕ (англ. maturation) — часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. — линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)

СОМАТОЧУВСТВА — см. Соместезия.

СОМЕСТЕЗИЯ (англ. somesthesia) — букв.: чувства, связанные с телом; к ним относят кожные чувства и проприоцепцию, но, как правило, в понятие С. не включаются внутренние (органические, общие, висцеральные) виды чувствительности (интероцепция). Некоторые авторы отождествляют С. с кожными чувствами. Син. соматочувства (англ. somatosenses). Ср. Гаптика.

Можно также сказать, что С. — собирательное понятие, объединяющее ощущения боли, давления, щекотки, тепла, холода, вибрации, положения и движения конечностей, т. е. кожные чувства и проприоцепция. (Б. М.)

СОМНЕНИЕ — см. Доверие.

СОН (англ. sleep) — одно из функциональных состояний человека. Можно выделить фазы быстрого и медленного С., которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Во время медленного С. наблюдается исчезновение альфа-ритма, появление дельта-волн и кратковременных «сонных веретен». Дельта-волны — это высокоамплитудные и медленные колебания, они присущи наиболее глубоким стадиям С. По данным Я. Освальда, на стадии дельта-С. происходят восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. На стадии быстрого С. в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного бодрствования (см. Электроэнцефалография).

Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы С. сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного С. происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии быстрого С., напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого С. связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Высказывается гипотеза, согласно которой во время быстрого С. и сновидений осуществляется поисковая активность, способствующая компенсации состояния отказа в предшествующем С. бодрствовании и направленная на восстановление готовности к поисковой активности в последующем бодрствовании. Согласно И. М. Сеченову, сновидения имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений.

К психологическим теориям сновидений следует отнести подход З. Фрейда, который считал, что сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их психологическая функция заключается в репрезентации субъекту скрытых смыслов его бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только при символическом анализе сновидений, техника которого идентична обычной технике психоанализа. Работа С. противоположна работе анализа. Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении м. б. кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами. Фрейд составил список типических символов сновидений — т. н. «сонник Фрейда». Главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию, — освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Проблему символизации сновидений изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил данной теме работу «Сновидение и миф». Но наиболее подробно связь символики сновидений и кросс-культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была исследована К. Юнгом.

Страницы: 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49


Это интересно:

Процесс формирования и развития группы внутри организации
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собо ...

Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров (В.М. Минияров, 2000) выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и ср ...

Теоретические аспекты изучения эмоциональной сферы личности в психологии. Изучение эмоциональной сферы в зарубежной и отечественной психологии
Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работ ...