С. у., в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию самосознания, самооценки уч-ся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию познавательных интересов и т. д.
СОЗРЕВАНИЕ (англ. maturation) — часть общего процесса онтогенетического роста и развития, которая детерминирована г. о. наследственной программой. В терминах Л. С. Выготского, С. — линия натурального (органического) развития, логически противопоставляемая линии культурного (функционального, социального) развития. В то же время Выготский понимал, что оба ряда изменений столь тесно взаимообусловлены и нерасторжимы, что реально образуют двуединый ряд, линию социально-биологических процессов роста и развития. См. Возрастная психофизиология. (Б. М.)
СОМАТОЧУВСТВА — см. Соместезия.
СОМЕСТЕЗИЯ (англ. somesthesia) — букв.: чувства, связанные с телом; к ним относят кожные чувства и проприоцепцию, но, как правило, в понятие С. не включаются внутренние (органические, общие, висцеральные) виды чувствительности (интероцепция). Некоторые авторы отождествляют С. с кожными чувствами. Син. соматочувства (англ. somatosenses). Ср. Гаптика.
Можно также сказать, что С. — собирательное понятие, объединяющее ощущения боли, давления, щекотки, тепла, холода, вибрации, положения и движения конечностей, т. е. кожные чувства и проприоцепция. (Б. М.)
СОМНЕНИЕ — см. Доверие.
СОН (англ. sleep) — одно из функциональных состояний человека. Можно выделить фазы быстрого и медленного С., которые четко различаются картинами электрической активности мозга. Во время медленного С. наблюдается исчезновение альфа-ритма, появление дельта-волн и кратковременных «сонных веретен». Дельта-волны — это высокоамплитудные и медленные колебания, они присущи наиболее глубоким стадиям С. По данным Я. Освальда, на стадии дельта-С. происходят восстановительные (анаболические) обменные процессы в различных тканях организма. На стадии быстрого С. в ЭЭГ появляются быстрые низкоамплитудные ритмы, неотличимые от ритмов активного бодрствования (см. Электроэнцефалография).
Различно и психическое значение этих стадий. Медленные фазы С. сопровождаются отсутствием сновидений. На стадии медленного С. происходит определенное упорядочивание поступившей за период бодрствования информации, ее реорганизация в зависимости от степени значимости. На стадии быстрого С., напротив, спящий видит сновидения. Психическое значение стадии быстрого С. связывают с реакцией человека на стрессовую ситуацию. Высказывается гипотеза, согласно которой во время быстрого С. и сновидений осуществляется поисковая активность, способствующая компенсации состояния отказа в предшествующем С. бодрствовании и направленная на восстановление готовности к поисковой активности в последующем бодрствовании. Согласно И. М. Сеченову, сновидения имеют рефлекторную природу; он также называл сновидения небывалой комбинацией былых впечатлений.
К психологическим теориям сновидений следует отнести подход З. Фрейда, который считал, что сновидение есть осуществленное желание, его образы не являются бессмысленными и хаотичными, их психологическая функция заключается в репрезентации субъекту скрытых смыслов его бессознательного, но смысл сновидения м. б. понят только при символическом анализе сновидений, техника которого идентична обычной технике психоанализа. Работа С. противоположна работе анализа. Переработка информации в сновидении сводится к 3 основным процессам: 1) сгущение (концентрация) образов вплоть до их контаминации (наложения друг на друга); 2) смещение (замещение), когда некий скрытый элемент проявляется в виде отдаленной ассоциации, намека; поэтому то, что находится на периферии реально значимого переживания, в сновидении м. б. кульминацией, центром (механизм смещения можно также наблюдать в психогенезе остроумия); 3) символизация — процесс превращения мысли в зрительные образы, это мышление зрительными образами. Фрейд составил список типических символов сновидений — т. н. «сонник Фрейда». Главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию, — освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Проблему символизации сновидений изучал также соратник Фрейда Отто Ранк, который посвятил данной теме работу «Сновидение и миф». Но наиболее подробно связь символики сновидений и кросс-культурных символов, проявляющихся в религии, мифах и др., была исследована К. Юнгом.
Это интересно:
Проблема развития внимания
В процессе исследования внимания выяснилось, что существуют некие проблемы в этой сфере и в развитии и в научном его описании.
Вот, например П.Я. Гальперин высказал такую точку зрения. С тех пор, как психология стала отдельной областью з ...
Методы диагностики и коррекции, как средство
преодоления эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Диагностика эмоционального
неблагополучия детей дошкольного возраста
Диагностическим обследованием было охвачено 11 детей - воспитанников ДОУ № "……". Возраст детей 6 лет.
В процессе диагностики были использованы следующие методики:
1) Методика "Дом - Дерево - Человек". (см. Приложение ...
Независимая переменная
Независимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться. (2).
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, г ...