Скорость и точность различения (обнаружения, опознания) сигналов минимальны, а утомление оператора наступает быстро в том случае, когда характеристики сигналов (интенсивность, длительность воздействия, пространственные параметры) близки к величинам сенсорных порогов, установленным в психофизике (см. Порог сенсорный, Пороги ощущений). С увеличением этих характеристик над уровнем сенсорного порога скорость и точность различения возрастают. Однако существуют «переломные точки», за пределами которых скорость приема информации не увеличивается. Напр., при различении яркости 2 визуальных одновременно предъявляемых сигналов «переломная точка» соответствует 5-кратному увеличению минимальной разницы; при различении длины линий — 10-кратному; при опознании простых фигур — 9-12-кратному. Оптимальные соотношения О. п. и сенсорных порогов установлено еще недостаточно строго.
ОПЕРАТОР — см. Человек-оператор.
ОПЕРАТОРА МЫШЛЕНИЕ (англ. operator thinking) — процесс решения оператором задач, возникающих при дистанционном оперативном управлении производственными процессами. О. м. является основой регулирующей деятельности оператора больших систем. Рационализация О. м. связана с созданием комплексных центральных щитов управления, отображающих динамику состояний управляемых объектов и помогающих оператору устанавливать отношения между элементами системы. См. Мышление, Принятие решения.
ОПЕРАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ (англ. cognitive operations) — действия, переведенные во внутренний план, ставшие обратимыми благодаря координации с др. умственными действиями в одной и той же структуре группы, подчиняющейся определенным общим законам целого. Термин предложен Ж. Пиаже. О. и. не могут возникнуть без формирования внутреннего плана действия. Когда действия становятся умственными, они м. б. перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратное действия и т. о. компенсировать изменения объекта. В реальной жизни обратимость отсутствует, а в плане представления можно вернуться к исходному состоянию объекта.
Критерий появления операционных систем — конструкция инвариантов или понятий сохранения. Существуют 4 стадии формирования операций: сенсомоторный интеллект (0-2 г.), дооперациональное мышление (2-7 лет), стадия конкретных операций (7-11 лет), стадия формальных (или пропозициональных) операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Пиаже различает операции логические, или логико-математические (классификация и сериация изолированных объектов), и операции инфралогические, или пространственно-временные (анализ и синтез самого объекта). См. Группировка, Женевская школа генетической психологии.
ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ (англ. operationalism) — одна из форм неопозитивистской методологии науки, развитая известным англ.-амер. физиком П. Бриджменом (Нобелевская премия по физике, 1946). О. недооценивает роль абстракции и абстрактного мышления и переоценивает роль опыта. Бриджмен считал, что научные понятия надо определять не через др. понятия, а операционально, через определенную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований. Так, Бриджмен отождествлял понятие длины с операциями измерения длины. Позже Бриджмен расширил круг допустимых операций, включив умственные операции (вербальные операции и манипуляции с символами). При этом неопределенным остается само понятие операций, а также принцип их отбора и применения в той или иной области знания. Тем самым понятия, являющиеся по своей сущности формами обобщенного отражения объективной реальности, превращаются в производное собственной деятельности исследователя. О. оказал значительное влияние на зарубежных, особенно амер., бихевиористски ориентированных психологов (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). Начиная с 1940-х гг. влияние О. ослабевает.
ОПЕРАЦИЯ (в психологии) (англ. operation).
1. О. — одна из составляющих деятельности человека, соотносимая с объективно-предметными условиями достижения целей, т. е. с задачей.
А. Н. Леонтьев определил О. как способ осуществления действия. Одна и та же цель, соотносимая с действием, м. б. достигнута в разных условиях, поэтому одно действие м. б. реализовано разными О. Вместе с тем одна и та же О. может входить в разные действия.
Формирование О. лежит на пути преобразования действия, при его выполнении. При этом действие, меняя свою направленность, становится условием осуществления др. действия, обеспечивающим достижение новой цели. Большинство О. — это результат обучения, овладения общественно выработанными способами действий, часто закрепленных в орудиях действия (напр., в счетах оформлены счетные операции). Сознательная О. первоначально формируется в качестве сознательного целенаправленного действия (это справедливо как для двигательных, так и для умственных О.), однако не всякая О. — сознательная.
Это интересно:
Бихевиористский подход
Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы ...
Организация контрольного этапа
Контрольный этап эксперимента проходил в период с 03.04.08. по 05.04.08 года.
Цель: практически обосновать развитие представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР посредством игровой терапии.
На контрольном этапе эксперимента были пр ...
_Д_
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1930-1998) — известный отечественный психолог и педагог, творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского, совместно с Д. Б. Элькониным построил теоретические и методологические основы новой научно-практ ...