_О_
Страница 14

ОПЕРАТИВНАЯ ЕДИНИЦА ИНФОРМАЦИИ (англ. operative information unit) — образы, понятия, суждения и сложные движения, протекающие целостно под влиянием одного «пускового» импульса. Г. М. Зараковский (1966) рассматривает О. е. и. как одно логическое условие, которое фигурирует как информационная единица в процессе формирования или выбора решения. О. е. и. динамичны; их состав и объем относительно устойчивы лишь в пределах данного трудового процесса и у данного человека. См. Алгоритмическое описание деятельности оператора. (Т. П. Зинченко.)

ОПЕРАТИВНОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ (англ. operative visual field) — часть поля зрения, одноактно или одномоментно воспринимаемая (опознаваемая) человеком-оператором. Существование О. п. з. связано с многоканальностью зрительной системы, обеспечивающей одновременный прием информации из разных участков поля зрения. Величина О. п. з. является функцией многих переменных. Главные из них: установка, колебание внимания, характер зрительной задачи, пространственные свойства объекта восприятия. Величина О. п. з. в каждом отдельном случае определяется особенностями деятельности субъекта.

ОПЕРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПАМЯТИ (англ. operative memory units) — образы более или менее сложных сочетаний элементов материала, которые конструируются при выполнении действия в результате активных преобразований материала в соответствии со стоящими перед человеком задачами. О. е. п. могут отражать объект и условия действия с разной полнотой и глубиной, т. е. быть в разной степени адекватными содержанию задачи. Это позволяет говорить о разных уровнях О. е. п. Единицы низшего уровня отражают внешние, эмпирически выделяемые свойства материала, учет которых едва обеспечивает достижение цели действия. На основе учета наиболее существенных, закономерных свойств материала формируются оптимальные О. е. п., в наибольшей степени адекватные решаемой задаче. Между этими крайними полюсами располагается гамма единиц промежуточного уровня, в основе которых лежит все более полное отражение существенных свойств материала. Как показали исследования Г. В. Репкиной (1965), уровень О. е. п. не является константным свойством человека, он складывается в процессе обучения выполнению данного вида деятельности. Формирование О. е. п. оптимального уровня — основное средство повышения продуктивности оперативной памяти и обслуживаемой ею деятельности (см. Память оперативная). Путь формирования О. е. п. все более высокого уровня связан с превращением целенаправленных, развернутых действий в сокращенные автоматизированные операции. (Т. П. Зинченко.)

ОПЕРАТИВНЫЙ ОБРАЗ (англ. operative image) — отражение в сознании человека объекта действия (предмета, процесса), складывающееся по ходу выполнения действия и подчиненное его задачам. О. о. — более или менее устоявшийся информационный комплекс, обслуживающий (регулирующий) действие.

В отличие от обычного когнитивного образа, в котором организована вся потенциально потребная информация об объекте, О. о. содержит только ту информацию о нем, которая необходима для правильного совершения данного действия. Отсюда лаконичность и надежность О. о. Он обеспечивает успешное выполнение задач в оптимальных (нормальных) и затрудненных условиях. В О. о. объект функционально деформируется, в нем акцентируются характеристики объекта, особенно существенные для выполнения данного действия.

В зависимости от функции в регуляции действий О. о. делятся на глобальные, участвующие в преобразовании информации на протяжении всего действия (образ-инвариант конечного заданного состояния объекта, образ строения объекта), и этапные. Последние делятся на афферентные, служащие основой для оценки текущих состояний объекта (прием сигналов, сличение текущего состояния объекта с заданным, диагноз), и эффекторные, опосредствующие процессы программирования целесообразных воздействий на объект. Важнейший вид динамических О. о., с помощью которых оператор выполняет контрольные действия, — оперативные концептуальные модели.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОКОЙ — см. Работоспособность человека, Функциональное состояние организма.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПОРОГ (англ. operating threshold) — количественная характеристика сигналов, обеспечивающих максимальную для данных условий скорость и точность приема и переработки информации человеком-оператором. Син. порог оптимального различения (обнаружения, опознания).

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Это интересно:

Особенности развития памяти детей дошкольников
Старший дошкольный возраст (6-7 лет). В этом возрасте процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму особой развернутой деятельности, которая подчиняется собственно мнемической задаче - задаче припомнить или запомни ...

Общие принципы создания имиджа организации
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары или услуги фирмы отличаются от товаров или услуг конкурентов. Искусственное создание имиджа лучш ...

А. Адлер.
А. Адлер, рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он дал описание личностных особенностей первенца (старшего), второго ребенка (среднего), последнего (младшего) и единственного ребенка ...