_А_
Страница 52

АФФЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (англ. affective components) — в социальной психологии, те субъективные переживания (чувства), которые принято выделять в структуре социальных установок (аттитюдов).

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ — устойчивое отрицат. эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

А. н. возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. А. н. — это как бы защитная реакция, позволяющая выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действительности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельности, являющейся причиной неуспеха, отвергая сомнения относительно своих способностей.

А. н. часто ограничивается одной к.-л. областью притязаний человека, но может иметь и более генерализованный характер, захватывая личность человека в целом. Дети в состоянии А. н. характеризуются обидчивостью, недоверчивостью, подозрительностью, агрессивным поведением и негативизмом. Длительное пребывание ребенка в состоянии А. н. приводит к формированию соответствующих черт характера. Наличие устойчивого А. н. у взрослого человека может предопределить особенности его личности. См. Аффективные дети.

АФФЕРЕНТАЦИЯ (англ. afference) — передача сенсорной информации по нервам от рецепторов в ц. н. с. Против. эфферентация. См. Афферентный.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ — см. Афазия.

АФФЕРЕНТНЫЙ (от лат. afferens — приносящий) — относящийся к афферентации, напр. афферентный нерв. То же, что центростремительный, центрипетальный. Ср. Кортикопетальный, Кортикофугальный, Эфферентный.

АФФИЛИАЦИЯ (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. А. проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать к.-л. помощь, поддержку и принимать их от него. А. формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Общение с др. людьми помогает в таких ситуациях смягчить негативные эмоциональные переживания. Блокирование А. порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации. (Д. А. Леонтьев.)

АФФОРДАНС (англ. affordance от afford — иметь или предоставлять возможность) — в теории восприятия Дж. Гибсона, «приглашающее» (манящее) качество воспринимаемых предметов и событий. Оригинальность этого понятия иногда сильно преувеличивается, поскольку значительно раньше К. Левин глубоко и детально разработал идею о Aufforderungscharakter — о повелительном (побудительном) характере вещей. (Б. М.)

АХ НАРЦИСС (Ach, 1871-1946) — нем. психолог, представитель Вюрцбургской школы. В экспериментах с использованием метода систематической интроспекции доказал, что процесс мышления определяется поставленной перед испытуемым задачей (в мышлении имеется т. н. детерминирующая тенденция, которая управляет возникновением тех или иных ассоциаций).

А. также автор методики формирования искусственных понятий, которая затем в несколько измененном Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым виде использовалась в исследованиях формирования понятий в школе Л. С. Выготского (см. Метод двойной стимуляции). (Е. Е. Соколова.)

Страницы: 47 48 49 50 51 52 53


Это интересно:

Имидж руководителя. Проблема имиджа руководителя
Применительно к личности руководителя организации понятие имидж можно определить следующим образом: Имидж – это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в цел ...

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очере ...

Задачи развития юношеского возраста
1.Становление Я-концепции Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себ ...