1. «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой
Цель:
определить особенности выражения эмоциональных состоянии.
Организация:
ребенку предлагается изобразить эмоциональное состояние. «Я скажу какое эмоциональное состояние нужно изобразить, а ты изобразишь»
Радость
Грусть
Удивление
Гнев
Испуг
Страх
Результаты фиксируются в таблицу.
Обработка результатов:
проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 30 баллов.
0 – 10 баллов – низкий уровень выражения эмоциональных состояний;
11 – 20 баллов – средний уровень выражения эмоциональных состояний;
21 – 30 баллов – высокий уровень выражения эмоциональных состояний
В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:
8 человек имеют низкий уровень выражения эмоциональных состояний;
1 человек имеет средний уровень выражения эмоциональных состояний;
5 человек имеют высокий уровень выражения эмоциональных состояний.
2. Модификация методики “Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке”
(Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.- (Специальная психология).
Цель:
изучение понимания эмоциональных состояний людей.
Стимульный материал:
портретные картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев, горе), так и их оттенков.
Инструкция: ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: «Как чувствуют себя люди изображенные? Как ты догадался об этом».
Обработка результатов
проводится по обобщенным критериям.
Максимальная оценка за методику 40 баллов.
0 - 13 баллов – низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей;
14 – 27 баллов – средний уровень понимания эмоциональных состояний людей;
28 – 40 баллов – высокий уровень понимания эмоциональных состояний людей.
В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:
1 человек имеет низкий уровень понимания эмоциональных состояний людей;
7 человек имеет средний уровень понимания эмоциональных состояний людей;
Высокого уровня не обнаружено.
3. Модификация теста «Распознавание эмоций» (авторский тест).
(Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов.- СПб.: Речь, 2004. -304 с.)
Цель: Проверка способностей распознавания различных видов простых и сложных эмоций.
Ребенку предлагается рассмотреть 5 рядов картинок с изображениями различных персонажей, связанных между собой какой-либо эмоционально значимой ситуацией. В каждом случае ребенку необходимо понять эти взаимосвязи на основе анализа эмоциональных состояний, отраженных в мимике каждого из героев ситуации. Все картинки предложенных Ситуаций сопровождают специальные вопросы, которые направляют ребенка в поисках нужного изображения.
Ряд 1. Инструкция.
Ребенку говорят: «Посмотри на этих гномиков и догадайся, кто из них испугался мишку?»
Ряд 2
. Ребенка спрашивают: «С кем из гномиков подружится девочка? Почему?»
Ряд 3
. Ребенка спрашивают: « Почему выражение лица у Чебурашки?» -и потом: « Что он чувствует на первой картинке? На средней? В конце?
Ряд 4.
Ребенка просят: « Покажи здесь самую любознательную мартышку (если ребенок не понимает слово «любознательная», можно пояснить: которой что – то интересно, что – то ее занимает, удивляет, привлекает)».
Это интересно:
Роль самооценки в развитии межличностных отношений
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический ма ...
Зависимая переменная
Зависимая переменная -
величины, изменения коих зависят от воздействия переменной независимой. Те переменные, что связаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма. (7).
Психологи имеют дело с поведением испытуемого, п ...
Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка
Попытаемся выделить и проанализировать такие формы семейного общения, в которых отчетливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, результирующего в формирование поведения, характеро ...