Сложной проблемой является диагностика задержки психического развития. Диагностика, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно в психолого-педагогическом плане. С одной стороны, это связано с тем, что у части детей с задержкой психического развития отсутствует выраженная неврологическая симптоматика, а с другой - имеющиеся неврологические симптомы и некоторые другие особенности таких детей напоминают иногда картину, наблюдаемую при легкой дебильности. Остаточная неврологическая симптоматика не может служить основанием для дифференциальной диагностики, поскольку подобные симптомы, как и симптомы церебральной астении, могут наблюдаться и у нормально развивающихся детей, перенесших в раннем возрасте какие-либо заболевания, затронувшие центральную нервную систему. В этом случае дифференциальная диагностика оказывается наиболее успешной, если опирается на результаты психологических методик, в частности нейропсихологических проб. Однако и они не гарантируют от ошибок при диагностике задержки развития в ситуации кратковременного обследования.
Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.
Оно проводилось на базе Детского дома № 5.
В исследовании приняло 8 детей. Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.
С учетом особенностей детей данной категории были определены методы исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов:
- констатирующий;
- формирующий;
- контрольный.
Сроки проведения констатирующего этапа исследования -
01.12.2007 по 22.12.2007г.
Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представлений об эмоциях младших школьников с ЗПР.
Для получения данных по исследованию мы опирались на следующие критерии:
Критерии |
Показатели |
Баллы |
1. Знание и правильное понимание эмоциональных состояний |
- правильно и указывает эмоциональное состояние; - неправильно и указывает эмоциональное состояние; - не называет эмоциональное состояние. |
2 1 0 |
2. Вербализация (умение объяснить причину возникновение эмоции) |
- правильно объясняет причину возникновения эмоции; - неправильно объясняет причину возникновения эмоции; - не называет причину возникновения эмоции. |
2 1 0 |
3. Выразительность и полнота воспроизведения эмоции |
- полное (мимика и пантомимика), выразительное воспроизведение образа эмоции; - неполное (мимика), выразительное воспроизведение образа эмоции; - неполное (мимика), невыразительное воспроизведение образа эмоции; - не воспроизводит образ эмоции. |
4 3 2 0 |
4. Самостоятельность |
- выполняет задание самостоятельно; - выполняет задание при помощи наводящих вопросов; - выполнить задание не может. |
2 1 0 |
Для выявления уровня развития представлений об эмоциях у младших школьников с ЗПР были использованы методики:
Это интересно:
Образ как осознанное отражение действительности. Понятие
образа в психологии
Понятие образа является одним из центральных в психологии, поскольку именно образы, отражая объективную реальность, являются содержанием психики субъекта. Кроме широкого толкования этого понятия существуют и другие его значения. Так, напр ...
Темперамент ребенка. Определение, понятие, компоненты
темперамента
Темперамент (лат. тemperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсив ...
Особенности темперамента ребенка. Развитие
темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей.
Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази ...