На втором уровне
(4 - 8 мес.) появляется способность дифференцировать разные классы эмоциональных выражений, отличать их друг от друга.
На третьем уровне
дети начинают приписывать значения классам эмоциональных экспрессий.
На четвертом уровне
ребенок начинает связывать пары значимых элементов (тип лицевой экспрессии с определенным типом вокальных изменений).
На пятом уровне
дети приходят к связыванию воедино эмоциональных последовательностей, состоящих из поведения, выражений, ситуаций и слов .
На шестом уровне
из освоенных последовательностей дети формируют более обобщенные скрипты. [14;С.102]
Эмоциональные представления как фактор психического развития
Еще И. Гербарт в ХVII в. признавал представления фундаментальным психологическим фактом, первичными элементами индивидуальной души, находящимися в непрерывном взаимодействии. Он констатировал тесную связь чувств и представлений, но отмечал, что характер этой связи внешний, т.е. эмоции осуществляют связь между представлениями. По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удерживаться в жизненном пространстве сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться. Исходя из этого, эмоция - психологическое нарушение, вызываемое рассогласованием, конфликтом между представлениями.
Таким образом, в теории И.Гербарта представления и эмоции не сливаются в одно образование, даже характер существования у них различен:
представление - первичный элемент (базисный);
эмоции - вторичный элемент (связующий).
Объединение этих двух компонентов психики и является основой для создания комплексного феномена «эмоциональное представление», оказывающего влияние на психику. То есть измене, е структуры представления способствует расширению функционального значения представления как такового.
Возможность взаимосвязи эмоциональных представлений с психическими процессами допускается многими исследованиями. В отечественной психологии представление рассматривается как динамическое образование, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью. В представлениях ярко проявляется диалектика перехода от чувственного познания к логическому. По Б.Г.Ананьеву, « … представления являются одновременно синтезом чувственных образов и стороной мыслительного процесса, образующего понятия».
Эмоциональные представления обозначены авторами как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, нейтральной) и феномена познавательного уровня. Кроме того, эмоциональные представления характеризуются двумя уровнями проявления: бессознательным и сознательным, а также интрапсихической статикой и динамикой.
Статика определяется нейтральной окрашенностью эмоционального представления и низкой степенью его интенсивности. Статическое состояние эмоциональных представлений позволяет им объединяться в пассивную «когнитивно - аффективную массу», выполняющую функцию стабилизации хода психического развития.
В целом данная «масса» может быть целенаправленно сформирована, что может являться механизмом регуляции психического развития и процесса обучения. Состав «массы» неоднозначен и непостоянен, так как время от времени происходит трансформация тех или иных эмоциональных представлений, изменение их окрашенности или степени интенсивности, что предполагает некоторую динамику, которая может носить как внутренний характер (внутри эмоционального представления), так и внешний (воздействие на психические процессы и психику в целом).
Внутренняя динамика обусловлена диффузным соединением структурных компонентов эмоционального представления.
Некоторая часть эмоциональных представлений высокой интенсивности положительной или отрицательной окрашенности начинает оказывать на психическое развитие прогрессивное или регрессивное влияние. Поскольку психическое развитие определятся как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, то эмоциональные представления взаимодействуют со всеми компонентами познания, личности, волевой регуляции.
Это интересно:
Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте. Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250]
Проблемой изучения внимания ...
Негативизмы
Негативизм - демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов [8].
"Негативизмом мы будем называть такие проявления ...
Онтогенез поиска смысла жизни
Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огро ...