Организационная психология
Страница 2

(совокупность процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого), цели и результаты

(внутренняя упорядоченность, согласованность).

Понятие «организация» применяется к биологическим, социальным, социотехническим, техническим и другим объектам в связи с изучением и управлением их динамическими характеристиками, связанными с функционированием и развитием. Предметом

организационной психологии являются прежде всего социальные организации, среди которых выделяют административные, союзные, ассоциативные, различающиеся по целям, форме образования, функционирования и др. В крупных социальных организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах) в свою очередь можно выделять несколько их подструктур: институциональную, технологическую, формальную, неформальную, внеформальную

Под структурой

понимают часть системы, такую совокупность ее компонентов, их отношений и связей, при устойчивости которых сохраняются основные свойства системы. Целенаправленные воздействия на систему для обеспечения и поддержания ее оптимального функционирования называют управлением.

Управление, система, структура в теории систем также имеют несколько основных значений, но в литературе по теории организаций многообразие смыслов этих понятий несколько упрощается, определяется контекстом, например, обычно отождествляются понятия «элементы» и «компоненты».

К основным характеристикам организации относятся:

1) ее размер как фактор, определяющий характер межличностных отношений сотрудников;

2) сложность, связанная со степенью дифференциации (специализации и разделения труда, уровни иерархии управления, территориальное распределение подразделений);

3) формализация как выражение потребности в структурированном контроле (изложенные в письменной форме правила и процедуры, выступающие ориентирами и критериями поведения и деятельности всех сотрудников);

4) рациональность как форма упорядочения социотехнической системы, основанная на логике деятельности, научном знании и здравом смысле, ориентирующая сотрудников на решение собственных задач, способствующих достижению общей цели;

5) иерархическая структура, отражающая различие властных полномочий на разных управленческих уровнях;

6) специализация как типы объединения отдельных видов деятельности, выполняемых разными сотрудниками.

Специализация выступает в двух формах — как разделение труда на предельно простые элементы и как специализация, предполагающая формирование комплексов уникальных знаний, умений и навыков.

Современная организация: компоненты и структура

Очевидно, что такая сложная система, как современное предприятие, может рассматриваться в разных научных подходах, порою с использованием выразительных аббревиатур — SOB (Situation — Organizm — Bechavior), IS (strategie, structure, staff .), 1M (money, management, marketing ?). Но подобная символическая завершенность анализа отражает не столько сущность социальной организации, сколько служит учебно-дидактическим целям — простоте и выразительности формы изложения материала, оптимальности его частей (миллерово число 7 ± 2). Сама структура организации часто понимается умозрительно. Роль и статус отдельных компонентов нередко более обусловлен не их действительным «весом», а методологической позицией исследователя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Устойчивость внимания
Заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или м ...

_О_
ОБНАРУЖЕНИЕ (англ. detection). 1. Наряду с различением, опознанием и идентификацией один из 4 основных сенсорных процессов (см. также Прием информации). В узком смысле — выделение сигнала из шумовых помех, в широком — помехами признаются ...

Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях. Гипотезы, задачи, объект исследования
Изучив литературу по данному вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу : дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям. ...