Социометрическое измерение личности
Страница 2

5 этап. Опрос. Можно использовать групповые и индивидуальные формы измерения. Это, прежде всего, зависит от возраста испытуемых. Так, в детских садах и в первых классах лучше всего беседовать с каждым ребенком отдельно. Начиная примерно с третьего класса вполне допустим групповой эксперимент, которым мы и пользовались. Перед началом опроса испытуемые получали инструкцию следующего содержания (в скобках дан вариант инструкции для группы В):

”Ваш класс (группа) существует уже давно (несколько месяцев). За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг к другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по- видимому, от идеала. Но какие- либо устойчивые связи все же образовались. Теперь представьте что ваш класс (группа) начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса (группы). Заполните, пожалуйста, карточки, по которым произойдет формирование нового класса”.

После сбора карточек группа распускается, и проводится обработка полученных данных. И прежде всего составляется социоматрица, из которой видно, насколько каждый член группы популярен среди сверстников. Количество положительных отзывов измеряет его социометрический статус. Останавливая свой выбор на том или ином однокласснике (однокурснике), объект как бы заявляет: “С ним я хотел бы поддерживать близкие отношения, его я предпочитаю всем остальным”. Таким образом, в исследовании выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными ровесниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее количество одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. Ниже мы приводим социоматрицу группы.

Социоматрица группы А.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Статус (St)

1

Антонова

+

+

+

+

+

+

0,066667

1

2

Архипов

+

+

+

+

++

1

2

3

Белов

+

++

+

++

0,6

3

4

Горшков

++

+

+

+

0,533333

4

5

Дронов

+

+

+

+

+

+

0,4

5

6

Денев

+

+

+

+

+

+

0,4

6

7

Елистратов

++

+

+

+

+

0,8

7

8

Иванов

+

+

+

+

+

+

0,133333

8

9

Кожанов

++

+

++

+

0,2

9

10

Лебедева

++

++

++

0,466667

10

11

Мусин

+

+

+

+

+

+

0,266667

11

12

Новиков

+

++

+

+

+

0,2

12

13

Петров

++

+

++

+

0,6

13

14

Сидоров

++

+

+

+

+

0,4

14

15

Фокин

+

++

+

+

+

0,2

15

16

Ханька

+

++

+

+

+

0,066667

16

Положительные

Выборы

1

15

9

8

6

6

12

2

3

7

4

3

9

6

3

1

96

Взаимовыборы

1

3

3

2

1

2

3

0

0

1

2

1

2

2

2

2

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

_У_
УБЕЖДЕНИЯ (англ. persuasion) — представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности; компоненты мировоззрения личности. Наличие У. связано с признанием и непосредст ...

Цель, задачи, гипотезы исследования
Цель: выявить особенности внутреннего имиджа организации и компонентов имиджа руководителя и их взаимосвязь. Задачи: 1. выявление типа корпоративной культуры, доминирующего в различных организациях, 2. провести сравнительный анализ цен ...

Выводы
Итак, ортогональность рефлексии относительно трех традицион­но выделяемых общих способностей, а также ее высокий факторный статус, сравнимый со статусом интеллекта, обучаемости и креатив­ности, свидетельствуют о правомерности нашей гипоте ...