С участниками проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. Тестирование проводилось в индивидуальном и групповом режиме.
Вначале был проведен первичный констатирующий эксперимент. Полученные в результате исследования данные представлены в таблице 1 (Приложение 1).
С целью выявления влияния аутогенной тренировки на психическую стабилизацию, данной группе было предложено пройти курс занятий по аутотренингу с последующим контрольным исследованием. Полученные после проведения курса аутотренинга и контрольного исследования данные сгруппированы в таблице 2 (Приложение 2).
Анализ результатов, представленных в Таблице 1 (Приложение 1) показал распределение уровня личностной тревожности и психических состояний испытуемых следующим образом:
высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек -30% (2;5;14;15;16;23;27;29);
средний уровень -12 человек 40% (4;18;19;21;22;24;25;30);
низкий уровень – 9 человек -30% (1;3;6;7;12;13;20;26;28).
высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку -5 человек 16,6% (2;8;14;15;23);
средний уровень – 11 чел. 36,6% (9;4;5;7;9;10;16;17;18;24;29);
низкий уровень -14 чел. 46,6% (3;7;11;12;13;19;20;21;22;25;26;27;28;30)
высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку 2 чел - 6,6 % (5;23);
средний уровень -11 чел. 36,6 % (2;7;8;9;10;14;15;16;18;29;30);
низкий уровень -17 человек 56,6% (3;4;6;11;12;13;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28);
высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку 4 чел. -13,3% (8;10;14;16);
средний уровень -10 человек -33,3% (2;4;7;13;15;17;18;23;29;30);
низкий уровень -16 чел. 53,3% (1;3;5;6;9;11;12;19;20;21;22;24;25;26;27;28).
Испытуемые, показавшие высокий уровень личностной тревожности по Ч. Спилбергеру, так же показали высокий уровень тревожности по Г. Айзенку. При этом выявлено, что у лиц с высокой тревожностью высокими являются показатели по шкалам агрессивности и фрустрации. Анализ результатов, представленных в Таблице 3.2 показал, распределение уровня личностной тревожности и психических состояний испытуемых следующим образом:
высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 3 человека – 10% (2;23;29);
средний уровень: 16 чел. – 53,5% (4;5;8;9;10;14;15;16;17;18;21;22;24;25;27;30);
низкий уровень: 11 чел. – 36,6% (1;3;6;7;11;12;13;19;20;26;28);
высокий уровень личностной тревожности (по Г. Айзенку) – 0 чел;
средний уровень: 14 чел. – 46,6 % (1;2;4;5;7;8;9;10;14;15;16;23;24;29);
низкий уровень:16 чел. – 53,3 % (3 уровень фрустрации (по Г. Айзенку) показало:1 чел. – 3,3% (5);
(3;6;11;13;17;18;19;20;21;22;25;26;27;28;30);
высокий уровень фрустрации (по Г. Айзенку) показало:1 чел. – 3,3% (5);
средний уровень: 12 чел. – 40 % (2;8;9;10;13;14;15;16;18;23;29;30);
низкий уровень:17 чел. – 56 % (1;3;4;7;12;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28);
высокий уровень агрессивности (по Г. Айзенку) показало 3 чел 10% (4;8;10);
средний уровень – 7 чел. – 23,3% (7;14;15;16:18;23;29);
низкий уровень – 20 чел. -66,6% (1;2;3;5;6;9;11;12;13;17;19;20;21;22;24;25;26;27;28;30).
Сравним результаты первого и второго тестирования. (см. табл.3.2.1)
Таблица 3.2.1
Динамика результатов уровня психических состояний по шкале личностной тревожности Спилбергера и шкалы тревожности Айзенка
Шкала тревожности по Спилбергеру |
Шкала тревожности по Айзенку | |||||
выс |
сред. |
низ |
выс. |
ср. |
низ. | |
Абсолютное количество, чел |
12 |
16 |
9 |
7 |
14 |
16 |
4 |
24 |
12 |
0 |
19 |
18 | |
Относительное количество, % |
10,8 |
64,8 |
32,4 |
18,9 |
37,8 |
43,2 |
10 |
53,3 |
36,6 |
0 |
51,3 |
48,6 |
Это интересно:
Предварительные замечания о соотношении физического и психического
В любом человеке мы усматриваем единство тела и души как живую целостность. Отдельный человек, как единство, для нас есть тело, которое либо одновременно есть душа, либо имеет душу. либо продуцирует душевные проявления. С другой стороны, ...
Эффекты восприятия
Чтобы обеспечить достаточно точное прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет область явлений, связанных с различного рода моментами, искажающими истинную картину воспринимаемого. Речь идет об “эффе ...
Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент.
Одним из пионеро ...