Изучение оппозиционного поведения в зарубежной науке.
Страница 3

Полезная информация » Психологические аспекты оппозиционного поведения » Изучение оппозиционного поведения в зарубежной науке.

Гипотеза Т. Гарра также представляет интерес, автор говорит о многих актуальных для современной России темах и значимости данной темы на всех уровнях общества и во всех сферах жизнь, ведь бунт – универсальный феномен: как в масштабах общества, так и внутри одной всего лишь, личности. Хотя и термин «депривация» в данном случае используется не совсем в психологическом смысле и теория очень напоминает теорию психологической фрустрации, обуславливающей поведение людей, по-разному реагирующих на фрустрирующую ситуацию.

Отчасти, наше исследование сможет подтвердить или опровергнуть ту часть теории Гарра в которой говорится о таких личностных особенностях как ценности и мотивация, ведь именно они обуславливают реакцию человека на внешние обстоятельства, которые порождают «формулу бунта» по Гарру.

Стоит также отметить и зарубежные психологические исследования, анализируемые нами в прошлом году в работе «Оппозиционное поведение как предмет социально-психологического исследования».

В зарубежной политической психологии оппозиция всегда рассматривалась как позитивный для общества фактор. Началось её изучение с Г. Лебона и С. Сигеле. В их произведениях народные массы понимались как значительный фактор политики. Поднимаются же эти толпы однозначно против власти, то есть носят оппозиционную ориентацию. Без труда припомнив историю зарубежья, можно понять, что многие её страницы посвящены войнам против какой либо власти, будь то господствующая религиозная догма или фундаментальный уклад общества и государства. Но если во времена Г. Лебона и С. Сегиле масса рассматривалась как резко негативное явление, угрожающее личности и государству, то в более современных работах больше внимания уделяется позитивным аспектам массового поведения как участия в демократии. Так политические психологи второй половины ХХ века много внимания уделяют массовым движениям (от движения за права женщин до экологических движений). [39] [23] [44] [82][41][78]

Также немалый вклад в западные учения о политике, в частности и оппозиционной, внес психоанализ. Рассказ З. Фрейда и У. Буллита о Вудро Вильсоне – президенте США с психолого-политологической точки зрения оставил след в истории западной психологии. [67] Также Г. Лассуэлл прославился тем, что в качестве материала для анализа личностей американских политиков он использовал их медицинские карты. При этом он исходил не из того, что политики, как и другие люди, могут иметь те или иные отклонения, которые и представляют интерес для биографа. Г. Лассуэлл искал прежде всего скрытые бессознательные мотивы поступков политических деятелей и находил их в особенностях детского развития, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего политика психологические травмы. Власть же является тем средством, которое компенсирует указанные травмы, что и объясняет её притягательность. [61]

Но несмотря на развитие политической психологии за рубежом вне каких-либо цензурных рамок и границ, к сожалению серьёзно изучать личностные и мотивационные аспекты оппозиционности практически никто не брался. В какой-то мере касался этого вопроса Х. Хекхаузен в своих размышлениях о мотивации власти. "Феномены власти чрезвычайно сложны, основы­ваются они на повсеместно встреча­ющейся ситуации социального кон­фликта, возникающего из-за несовме­стимости целей различных людей или средств их достижения" [74]– так определяет он истоки оппозиционарности в социальном контексте. Даже определение власти он приводит следующее. "О власти речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побу­дить другого сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать". [71] Такое определение можно проецировать и на отношения властной группировки и оппозиции. То есть сильная оппозиция вполне в состоянии сподвигнуть власть сделать нечто, что она бы не сделала без давления (примеров – масса).

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Технология социально-педагогической поддержки одаренного ребенка. Изучение условий социально-педагогической поддержки одаренных детей в дошкольном учреждении
Констатирующий этап эксперимента заключается в выявлении особенностей работы в ДОУ с одаренными детьми всех субъектов педагогической деятельности. План программы «Сопровождение одаренного ребенка, имеющие художественные способности» Цел ...

_Л_
ЛАБИЛЬНОСТЬ (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый). 1. Максимальная частота импульсов возбуждения, которую данная ткань способна воспроизвести в единицу времени в точном соответствии с ритмом стимуляции. См. Рефрактерный период. 2 ...

_Э_
ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН (Ebbinghaus, 1850-1909) — нем. психолог. Наиболее известен своими экспериментальными исследованиями психологии памяти (1885). Суть экспериментальной процедуры при всех частных различиях ее вариантов заключалась в след. Со ...