Нормальный уровень тревожности, который присущ всем детям, колеблется в рамках от 10 - 15 баллов до 20.
Дети с высоким уровнем тревожности часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, либо это свидетельствует о реальном неблагополучии их социального положения в семье, детском саду или среди сверстников. Но может также проявляться как следствие определённых личностных конфликтов (с кем, помогают выяснить ответы детей).
Дети с особо низкими баллами - "чрезвычайно спокойные" (особенно когда это сочетается с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью) требуют особого внимания психолога. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Ребёнок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание. Эмоциональное благополучие в этом случае достигается ребёнком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности. Работа с такими детьми требует особого такта и значительного времени, так как они отгораживаются от всех, а особенно от взрослых, прячутся в "свою скорлупу" и никого не хотят допускать в свой внутренний мир ("Пусть мне будет плохо, но пусть будет так"), или это "великий страх" перед взрослым вообще, порождённый отрицательным отношением взрослых к ребёнку в ранние или дошкольные годы.
Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности детей, только в определённых видах деятельности. Кроме того, она не даёт полных показателей и вследствие большого числа всевозможных "защитных" тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться или просто контактировать с психологом) до самых сложных защитных механизмов.
Следует к этой шкале применить данные беседы с воспитателем группы, в которой воспитывается ребёнок, и родителями. Можно также применить методику неоконченных предложений.
Методика: "Неоконченные предложения".
Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойствах ребенка.
Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.
Инструкция для ребенка: "Мы с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову".
Эксперимент идет в быстром темпе.
1. Мой детский сад…
2. Мой друг…
3. Если меня наказывают, то…
4. Я игра чаще всего…
5. Мои сны…
6. Боюсь…
7. Моя мечта…
8. Моя мама и я…
9. Сделал бы все, чтобы забыть…
10. Не люблю, когда меня…
11. Плачу, когда…
12. Когда меня спрашивают…
13. Мой папа и я…
14. Когда смотрю "ужасы" в кино…
15. Когда я один дома…
16. Моя воспитательница…
17. Когда меня мама ругает…
18. Больше всего люблю…
19. Когда прихожу в детский сад…
20. Когда бывает темно…
21. Когда мой папа…
22. Ребята в детском саду…
23. Когда меня спрашивают на занятии…
24. Когда моя мама…
25. Когда все ругаются…
26. Когда я выхожу играть во двор…
27. Я всегда хотел…
28. Меня беспокоит…
29. Скрываю…
30. Старшие ребята…
Законченные предложения можно разделить на 6 групп:
Порядковый номер предложения
1.Отношение к отцу 13 21
2. Отношение к матери 8 24
3. Отношение к себе 3 4 7 10 12 18 27 29
4.Отношение к сверстникам 2 22 26 30
5. Отношение к детскому саду 1 16 9 23
6. Страхи и опасности 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28
Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.
Экспресс-социометрия.
Данная методика позволит в самых общих чертах и быстро определить характер отношений ребенка со сверстниками и является либо дополнительной к предыдущим методикам, либо может проводиться самостоятельно.
Инструкция: "Послушай, я тебе сейчас расскажу историю. Представь себе, что к тебе пришел волшебник и сказал: "Пойдем со мной в волшебный замок. У меня там есть комната чудес". Пойдешь с волшебником в его замок в комнату чудес? Волшебник говорит: "В этой комнате у меня много всяких игрушек, со всего света. Но у меня одно условие, ты должен играть не один, а с кем-нибудь из друзей. Кого бы ты взял с собой? Все? Или еще кого-нибудь?".
Играйте долго, долго, во что хотите, но при одном условии, говорит волшебник, все игры ты должен придумать сам. Во что ты предложишь ребятам поиграть?
Играли, играли - надоело играть в эту игру, что ты предложил. Ребята говорят: "Не хотим больше в это играть". Как ты поступишь? Что ты будешь делать?
Это интересно:
Результаты влияния психокоррекционной работы на тревожность и страхи у
детей
Для оценки влияния организации групповой коррекционной работы на тревожности и страхи у детей, проводилось обследование 15 младших школьников до начала проведения этой работы, и после ее окончания.
В результате обработки теста Р. Теммл и ...
Эффективность активных методов обучения в условия ВУЗа
Активные методы обучения оказались наиболее продуктивными для взрослых, поскольку они разумно используют жизненный и профессиональный опыт, в них учтены возрастные особенности психики. АМО базируются на экспериментально установленных факт ...
Предметная область психологии
Психологию можно определить как научное исследование поведения и психических процессов. Этому определению соответствует огромное разнообразие тем. Чтобы дать о них некоторое представление, кратко остановимся на пяти наиболее характерных п ...