Эмоциональное неблагополучие детей
Страница 2

Особенно страдают дети, перенесшие какое - либо заболевание, которое ослабило организм. Именно это слабое место первым реагирует на разрушения, наносимые извне, а в дальнейшем реакция закрепляется по типу образования условных рефлексов [13].

Дезорганизующую роль в жизни и деятельности маленьких детей выполняют затянувшиеся отрицательные эмоциональные состояния. Закрепившись, они начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребёнка нежелательным образом: приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию. В более позднем возрасте это может привести к формированию негативной жизненной позиции, а в отдельных случаях - к задержке общего психического развития ребёнка.

Особо неблагоприятным может оказаться развитие детей с устойчивыми отрицательными переживаниями. Ребёнок, неудовлетворённый положением в саду, чувствующий себя несправедливо обойдённым, несчастным, не любимым детьми, забытым родителями в саду и т.п., ведёт себя не так, как все дети. Его активность зачастую бывает подавлена или получает неправильное развитие. Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному и свободному развитию личности. А без свободы нет настоящего нравственного развития. "Нравственность и свобода - два таких явления, - писал К.Д. Ушинский, - которые необходимо условливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и всё, что делается под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то по крайней мере, не нравственное действие".

Для выбора эффективных средств воздействия можно условно разделить эмоциональные нарушения на две основные группы. В основе этого деления лежат те сферы жизни ребёнка, в которых, прежде всего проявляется эмоциональное неблагополучие. С одной стороны, оно может проявляться во взаимоотношениях ребёнка с другими людьми; с другой - в особенностях внутреннего мира ребёнка, в сложности его переживаний т.д.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми, может приводить к двум типам поведения.

Первая группа - это дети неуравновешенные, быстро возбудимые. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации их деятельности. При возникновении конфликтов в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками эмоции возбудимых детей получают разрядку в бурных аффектных проявлениях: вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. В ряде случаев наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьёзными причинами, так и самыми незначительными поводами. Однако, быстро вспыхивая, они также быстро гаснут.

Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам с детьми, а также к негативизму по отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Однако эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию (игру, прогулку т.д.). Представления о детях остаются положительными и не препятствуют общению. Эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В целом у них преобладает благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значения ссорам.

Страницы: 1 2 3 4


Это интересно:

Виды консультативной психологической помощи семье
Существующие сегодня в мировой практике виды консультативной психологической помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами. Эти разли ...

_Я_
ЯДЕРНАЯ ПЛОСКОСТЬ — см. Стереопсис. ЯЗЫК. 1. Я. (англ. language) — система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления; в собственном смысле Я. слов — явление, общественно необходим ...

Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очере ...