Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе
Страница 1

Полезная информация » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности » Экспериментальное изучение факторов формирования коммуникативных свойств личности. Влияние фактора родительских отношений на формирование мотива достижения успеха, активности, уверенности в себе

Экспериментальное исследование проводилось на базе школы № 152 г. Новосибирска с 2008 по 2009 год. В эксперименте приняли участие 100 семей, в паре родитель-ребенок (дети 7-13 лет).

На первом этапе проводился отбор адекватных методов исследования: проективные методики, стандартизированный опросник "PARI", беседы, сочинения, целенаправленные наблюдения.

Второй этап предполагал углубленное изучение учащихся и родителей в течении I и II учебных четвертей. С этой целью на каждого ребенка был заведен "дневник наблюдений", куда входило: данные о ребенке и его родителях, анамнез, психологическое обследование ребенка (психические особенности, особенности эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности), а также фиксировались отношения ребенка и родителей в ситуациях общения, отмечались взаимоотношения со сверстниками и наиболее часто проявляемые свойства личности. Для уточнения данных мы использовали также спонтанные беседы с учащимися. С целью изучения родителей применялись индивидуальные беседы по специально разработанной карте бесед (см. Прил. 2). Процедура занимала порядка 15 минут. В результате наблюдений были получены предварительные данные, которые позволили условно разделить семьи на две группы: благополучные и неблагополучные.

На третьем этапе изучались особенности взаимоотношений родителей и детей (Ш учебная четверть). Так, после проведения родительских собраний родителям было предложено заполнить опросник "PARI". Каждому родителю были разданы бланки опросника (см. Прил. 3) с инструкцией: "Перед Вами тест на определение родительских отношений с детьми. Вы должны выразить свое отношение к этим суждениям в виде активного или частичного согласия или несогласия". Процедура заполнения занимала примерно 20 минут. Затем родителям предложили написать сочинение на тему: "Мой ребенок" для уточнения данных об эмоциональном компоненте отношений родителей и детей. Дня уточнения когнитивного и поведенческого аспекта взаимоотношений на следующем родительском собрании была предложена тема: "Как мы проведем выходной день".

В результате заполнения опросника были получены следующие результаты:

высокие баллы по шкале "оптимальный эмоциональный контакт" - 34 человека;

высокие баллы по шкале "излишняя эмоциональная дистанция" - 30 человек;

высокие баллы по шкале "излишняя концентрация на ребенке" - 30 человек;

высокие баллы по шкале "сверхавторитет родителей" - 30 человек.

Для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка мы применили проективную методику: "Кинетический рисунок семьи" и сочинения на темы: "Моя семья", "Мой выходной день".

Для рисования семьи детям раздали чистые листы бумаги формата А4, простой карандаш, ластик. Дети получили следующую инструкцию: "Нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-нибудь заняты". Время рисования не ограничивалось. Наблюдатель фиксировал поправки, стирания и высказывания ребенка. По окончанию работы с каждым ребенком проводилась беседа.

Для уточнения данных рисунка, на уроках русского языка и литературы детям предложили написать сочинения.

В результате исследования родительских отношений с точки зрения ребенка были выявлены признаки неблагополучия и отсутствие взаимопонимания с родителями у 46 детей.

Обобщив данные результатов наблюдений, заполнения опросника, сочинений и рисунков семьи мы выделили четыре группы родительских отношений, которые включают, по нашему мнению, все составляющие родительских отношений: эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты.

Гиперопекающее отношение. Характеризуется близкими эмоциональными связями с ребенком, излишней заботой, установлением зависимости от себя. Ребенку не дают самостоятельности. Родитель пытается решить все проблемы за ребенка, слиться с ним. Псевдосотрудничество. Эгоцентрический тип воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Структурализм и функционализм
На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски псих ...

Исследование психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях
Цель исследования: выявить особенности психологической готовности военнослужащих войск ПВО к действиям в экстремальных ситуациях. Объект исследования: психологическая готовность военнослужащих к действиям в экстремальных ситуациях. Пред ...

Вопросы
Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? А) легко включается в работу; Б) активно действует; В) действует спокойно, без лишних слов; Г) действует робко, неуверенно. Как реагирует ребёнок на замечание вз ...