Беглость ассоциаций.
18. Перечислить слова со значением «хороший» и слова со значением, противоположным слову «твердый».
19. Дается четыре не больших числа. Спрашивается, какие аритмические действия можно с ними провести, чтобы в итоге получить, например (4+4; 3+4; 3+4+1; 2+3+4-1).
20. Бег ассоциаций.
Первый участник называет слово. Второй участник добавляет свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающие два названых слова. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложении и т.д. Задача заключается в постепенном увеличении выполнения упражнений.
Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего.
21. Беглость выражений.
Даются начальные буквы (например, В – С – Е –П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например: «Всей семьей ели пирог».
Легкость приспособления.
22. Решение задач на спичках.
Способность к установлению причинно – следственных связей.
Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что …», «потому что …».
Сегодня я очень замерз, потому что: … на улице мороз.
… долго гулял.
У мамы хорошее настроение, потому что … т.д.
Способы развития конвергентного мышления. Способность понимания элементов.
Угадать предмет или животное по его признакам.
Дети задумывают предмет в отсутствие водящего и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т.д. По этим признакам водящий указывает задуманный объект.
25. Установление отношений.
Слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.
Школа Больница
Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
Песня Картина
Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
Нож Стол
Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
Исключение 4 –го лишнего.
Выделение существенных признаков.
Предлагается группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай – транспорт.
Дедукция.
Предлагаются осмысленные задачи типа: Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег?
Обобщения.
Назвать одним словом предметы, например:
Вилка, ложка, нож – это…
Дождь, снег, мороз – это…
Воображение.
29. Внутренний мультфильм.
Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Например: «Вы идете по дороге и видите впереди стены незнакомого волшебного города. Вы заходите в городские ворота и …»; или «Вы идете на прогулку в лес. Светит солнце, дует легкий ветерок. Вы выходите на опушку леса и …». Дети представляют продолжение истории. Можно использовать как отдельное упражнение.
30. Дорисовать рисунки.
Предъявляются контуры элементов предметных изображений, например силуэт дерева с одной веткой, кружок – голова с ушами, простые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Детей просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Имеет значение степень оригинальности, необычности созданного ребенком изображения (отсутствие повторов из рисунков других детей) и свобода в использовании заданных элементов для создания образа воображения (например, фигура выступает не как основная часть картинки, а включается как один из второстепенных элементов в созданный ребенком образ: треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картинку).
Это интересно:
Образ тела как психологический феномен
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).
В процессе ...
Основные процессы и механизмы памяти
Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”.[6]
I. Запоминание — это ...
Проблемы детей в повторном браке
«Весь мир для ребенка заключается в его семье. Когда она распадается, у ребенка разрушается восприятие себя как единого целого с окружающим миром и пропадает ощущение безопасности. Большинство детей так или иначе воспитываются двумя родит ...