Актуальность исследования заключается в том, что немаловажную роль в построении образа будущего супруга играет самооценка и уровень притязаний молодых людей.
Поэтому наше исследование имело целью
изучение влияния самооценки и уровня притязаний на образ будущего супруга.
Гипотезы:
Самооценка и уровень притязаний влияют на образ будущего супруга.
Чем выше уровень притязаний и уровень самооценки, тем более высокие требования к образу спутника.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи
:
1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) Разработать методику исследования;
3) Проанализировать полученные результаты;
4) Сделать выводы.
Объект исследования
– самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте, а также категория образа.
Предмет исследования
– зависимость образа будущего супруга от самооценки и уровня притязаний.
В качестве испытуемых выступили
:
20 учеников 10-го класса СШ №15 г. Егорьевска Московской области;
20 студентов 3-го курса Московского Государственного Открытого Педагогического университета. Филиал в г. Егорьевске Московской области.
Методы исследования
:
Для решения поставленных задач были использованы метод анкетирования и психодиагностические методики:
1)
2) Анкетирование для определения социальных характеристик испытуемых и дополнительной информации об образе супруга.
3) Оценка уровня притязаний по методике А. И. Липкиной.
4) Семантический дифференциал для определения уровня самооценки.
5) Семантический дифференциал для исследования образа будущего супруга.
В результате исследования мы выяснили
:
1. Школьники чаще опираются на внешние характеристики при описании образа будущего супруга. Студенты же, большее значение придают деликатности и уравновешенности партнеров, а внешность, напротив, ставят на одно из последних мест. Верность, надежность, заботливость, взаимопонимание, любовь к семье, твердый характер – качества, которым они придают наиболее важное значение.
2. Средние значения уровня притязаний, которые предъявляют к образу будущего супруга школьники и студенты практически одинаковые. Однако вновь подтверждается тот факт, что качества, выбираемые школьниками при характеристике образа будущего супруга носят более поверхностный характер. Учащиеся больше ориентируются на такие качества, как приятный, красивый, веселый, активный, индивидуальный, сильный. Студенты придают значение таким качествам, как здоровье, постоянство, душевная близость, нежность, искренность, чистота.
3. Студенты наиболее уверенны в своем успехе, их стремление к самоутверждению связано с ростом притязаний, с усилиями, с готовностью справляться с трудностями, с высокой мотивацией достижений. Школьники же более неуверенны в собственных силах и своих способностях. Возможно, это связано со страхом перед неудачей, отсутствием опыта в сфере выполняемой деятельности, низкой мотивацией достижения.
4. При оценивании себя школьники больше чаще отмечают фактор «активности» (быстрый, активный, возбужденный) и фактор «оценки» (добрый, чистый, открытый, красивый). Студенты больше акцентируют свое внимание на фактор «привычности» (понятный, таинственный, здоровый, близкий, индивидуальный), а потом только выделяют активность.
Это интересно:
Физические возможности детей шести лет
По имеющимся в науке данным, анатомо-физическое развитие шестилетних детей достигает уровня, требуемого учебной деятельностью. Но организм ребенка в этом возрасте интенсивно развивается, что требует создания для него соответствующих услов ...
Конфликтные ситуации в медицине
Сложившие в процессе реформирования российского здравоохранения социальные условия взаимодействия всех субъектов медицинской практики, условия труда специалистов, трансформация социального статуса медицинских работников, специфика взаимоо ...
Структура процесса межличностного восприятия
Один из главных аспектов изучения процесса межличностной перцепции связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, полов ...