Организация психолого-педагогической профилактики
Страница 3

Не следует перегружать анкету вопросами. Их не должно быть больше 20 (для младших подростков - не больше 10). Слишком объемная анкета вызывает негативную реакцию у респондента. Он или может отказаться от участия в опросе, или будет отвечать на вопросы анкеты формально («лишь бы ответить»). Понятно, что это не может устроить исследователя, заинтересованного в искренности опрашиваемых.

В зависимости от содержания вопросы анкеты условно могут быть разделены на диагностирующие и аналитические. Диагностирующие вопросы предполагают выявление конкретных характеристик наркогенной ситуации в школьном коллективе (число учащихся, имеющих опыт использования наркотических и токсикоманических веществ, источники, из которых учащиеся получают одурманивающие вещества, и т.п.).

Аналитические вопросы направлены на изучение отношения подростков к различным аспектам молодежного наркотизма (специфика оценок, представление о допустимости использования наркогенных веществ, отношение к людям, использующим одурманивающие вещества). Например: «Считаете ли вы курение допустимым для молодой девушки?» Полученные данные помогают сформулировать содержание профилактической работы, могут стать непосредственным материалом для обсуждения школьниками, родителями, учителями на круглых столах, в дискуссионных клубах и т.п.

В зависимости от формы выделяют прямые и косвенные, альтернативные и поливариантные вопросы.

Прямой вопрос формулируется в личной форме - он обращен к самому отвечающему. Например: «Как вы относитесь к людям, использующим наркотические вещества?» Формулировка косвенного вопроса направлена не на респондента, а на какую-то социальную группу, с которой он связан. Отвечающий должен не высказывать свою точку зрения, делиться своим опытом, а выступать в качестве эксперта. Например: «Как большинство молодых людей вашего возраста относятся к людям, использующим наркотики?» Косвенные формулировки помогают получить достоверные результаты при выяснении наиболее острых вопросов, касающихся опыта применения одурманивающих веществ. Действительно, вряд ли можно реально оценить уровень распространения наркогенного заражения в классе, школе и т.д. при помощи вопроса: «Употребляли ли вы наркотики?» Мало кто из опрашиваемых честно признается в знакомстве с дурманом. А вот ответить на вопрос: «Как вы считаете, сколько человек из вашего класса (ваших друзей) использовали наркотическое вещество? » - подросткам проще. Анализ полученных данных позволит получить Достаточно правдивую картину сложившейся в детском коллективе ситуации, связанной с наркотизацией.

Альтернативные вопросы содержат несколько вариантов ответа, однако отвечающий должен выбрать только один из них. Поливариантные вопросы напоминают «меню»: из перечня вариантов опрашиваемый может выбрать несколько. При составлении анкеты рядом с вопросами, имеющими набор ответов, обязательно должно быть указание, сколько позиций разрешается указать.

В зависимости от выполняемых функций выделяют контактные, буферные вопросы, вопросы-фильтры, вопросы-тесты и вопросы-ловушки [13, c. 73-80].

Контактные вопросы ставятся в начале анкеты. Их задача - привлечь потенциального респондента к дальнейшей работе, сформировать у него благоприятное впечатление об опросе в целом. Контактные вопросы обязательно должны быть доступными. Они могут касаться местожительства анкетируемого, его пола, продолжительности обучения в конкретной школе и т.п. Благодаря их простоте у респондента появляется уверенность в своей компетентности, он начинает более свободно высказывать свою точку зрения в дальнейшем.

Вопросы-фильтры используются тогда, когда необходимо получить данные, характеризующие не всех опрашиваемых, а какую-то их группу. Например, пятый вопрос анкеты может быть сформулирован так: «Употребляли ли вы наркотики (если нет, переходите к десятому вопросу)?» Это позволит тем, кто не имеет опыта наркотизации, не тратить время на вопросы, на которые они не могут ответить (касающиеся названий используемых наркотиков, ощущений, вызванных наркотизацией, осведомленности взрослых о таком опыте и т.д.).

Иногда респондент, не вчитавшись в содержание вопроса (и не поняв, что речь идет о его личном опыте), начинает высказывать свое мнение о вещах, о которых он не имеет представления. Вопросы фильтры позволяют избежать такого недоразумения, отсеяв некомпетентных.

Вопрос-тест обычно используется при определении уровня информированности подростков о каком-то из аспектов проблемы. Например, для того чтобы выяснить, насколько хорошо молодые люди осведомлены о современных музыкальных направлениях, учащимся предлагается просмотреть два перечня - имена музыкантов и наиболее популярные музыкальные направления. Затем отвечающий должен соединить чертой фамилию музыканта и стиль, в котором он исполняет или сочиняет музыку (такое задание может стать материалом для разработки досуговой программы в школе, например для организации молодежных дискотек).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Это интересно:

Психокоррекционная работа в школе
Одно из значений термина "коррекция" в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельно ...

Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе диагностического исследования все полученные результаты мы обработали по шкале «Искренность», результаты которых представили в таблице 1 Приложения 3. Основываясь на полученных результатах можно сказать следующее. Получен ...

Выводы
Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, ...