Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.
Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием у него навыков успешного общения.
Проблемы, связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких причин:[2]
- особенности личности партнера; В этой ситуации первая задача психолога – помочь клиенту осознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо.
- давление социума или обстоятельств побуждает к преждевременному поиску брачного партнера; Консультанту следует уважительно относиться к природе человека, к тем задачам, которые тот считает нужными для себя решить.
- родительская семья препятствует браку; Консультант не может переубеждать клиента, что следует делать, а чего нет, даже тогда, когда не понимает до конца мотивы и смысл происходящего процесса.
-отношения становятся ловушкой для потенциального партнера; Влияние посторонних факторов психолог изменить не в силах, зато может помочь клиенту пересмотреть сое отношение и поведение в данной ситуации.
- склад личности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиента супружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы за власть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить в болезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимым будет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками, позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, - используя анализ поступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьба за власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого.
- клиент использует неэффективные стратегии для поиска потенциального брачного партнера. При работе с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире. Задача психолога следующая – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера – сконструировать стратегию поиска более эффективной. Работа состоит из нескольких этапов:
1. Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.
2. Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального партнера.
3. Создание образа потенциального партнера с учетом сведений, полученных о себе.
4. Обучение клиента технике знакомства.
5. Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера.
Предбрачное консультирование проводится в период предшествующий совместной семейной жизни, занимается анализом потенциальной супружеской совместимости партнеров и коррекцией их взаимоотношений. В решение семейных проблем супружеской совместимости взаимоотношения реализуются с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов. При этом оценивается влияние семьи, в которой выросли каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью. Психологу следует понять, почему каждый супруг таков, какой он есть, чего ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе[3]. Психоккорекция предбрачной пары может проходить в формате группы. Иногда этот вид коррекции оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачный паре, чем консультирование индивидуальное, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, неуверенностью в себе, низкой самооценкой[4]. Пребывание человека в специально организованных группах помогает молодым людям в решении проблем, возникающая при межличностном взаимодействии в добрачный период. В психоккорекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение клиента, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.
Это интересно:
Педагогика и «завтрашний день» ребёнка
В период от 3-х до 6—7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность — игра. Постепенно ...
_Н_
НАБЛЮДЕНИЕ (англ. observation) — преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфический человеческий акт принципиально отличается от различных форм восприятия у животных. Исторически Н. разв ...
Развитие способностей
Развитию способностей посвящено достаточно много работ (Л.А. Венгер, А.Л. Готсдинер, Э.А. Голубева, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, В.С. Мерлин, Р.С. Немов, Е.И. Рогов, Л.Д. Столяренко, Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский).
Гребенко утверждал, что ...