_Э_
Страница 7

Методика Э. о. имеет след. основные черты: 1) его содержание и способы проведения тщательно планируются заранее; 2) подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты такого обучения; 3) с помощью особых систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития испытуемых на разных этапах Э. о.; 4) эти данные сопоставляются с теми, которые были получены при обследовании контрольных групп и классов, занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные.

В сочетании с индивидуальным обучающим экспериментом коллективное Э. о. все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека. См. также Развивающее обучение.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (от лат. expressio — выражение) — активное устное или письменное высказывание. (Не путать с экспрессивностью речи.) Устная Э. р. начинается с общего замысла, проходит стадию внутренней речи и завершается произнесением слов. Письменная Э. р. имеет сходное психологическое строение, за исключением завершающего этапа, который выражается здесь в виде написания слов (рукописно или на машинке). Нарушения устной и письменной Э. р. характерны для различных форм афазии и обусловлены либо дефектами замысла высказывания и внутренней речи, либо трудностями произношения слов или их написания. Характер нарушения устной и письменной Э. р. определяется локализацией поражения коры головного мозга (левого полушария у правшей). У слепых письменная Э. р. выражается в воспроизведении слов с помощью шрифта Брайля. Э. р. дактильная, применяемая глухими и слепоглухими, выражается в воспроизведении слов с помощью дактильных знаков. См. Дактилология, Импрессивная речь, Эндофазия. (Е. Д. Хомская.)

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ (от лат. expresse — выразительно, ясно) — в лингвистике — характеристика языковых единиц и речевых актов, как средств выражения субъективного (личного) оценочного отношения говорящего к содержанию или адресату речи; Э. усиливается паралингвистическими средствами общения (громкость, темп, тембр речи, мимика, позы, жесты).

ЭКСПРЕССИЯ (англ. expression — выражение, напр. лица, глаз; изображение).

1. Любой внешний показ, демонстрация, имитация с помощью движений, поз и звуков.

2. Непосредственно наблюдаемые внешние сигналы и знаки, информирующие о внутреннем состоянии субъекта. Напр., эмоциональная Э. — сигналы и знаки (вербальные, жестовые, мимические), информирующие об эмоциональном состоянии субъекта; речевая Э. — способность речи выражать психическое состояние говорящего (в т. ч. эмоциональное).

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior — внешний, наружный) — вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте. Напр., реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически; воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально «внутренним взором». Э. осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях.

Как направление умственной деятельности, Э. противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.

Добавление: Если понимать интериоризацию генетически (как процесс психического развития), то против. следует считать процесс разрушения, инволюции, деградации (высшей психической функции). В широко распространенном противопоставлении Э. и интериоризации эти термины трактуются функционально, что равносильно употреблению др. пары терминов — «объективация» и «субъективация». (Б. М.)

ЭКСТЕРОЦЕПТИВНОЕ ПОЛЕ (англ. exteroceptive field) — совокупность рецепторов и органов чувств, расположенных на наружной поверхности тела. Э. п. включает зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные рецепторы.

ЭКСТЕРО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (англ. exteroceptor, от лат. exter — наружный + receptor — принимающий) — рецепторы зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильные и др., получающие раздражения из внешнего мира, в отличие от интеро- и проприорецепторов, реагирующих на изменения, происходящие внутри организма. Делятся на контактные и дистантные. См. Классификации ощущений, Контактные рецепторы, Рецепторы.

ЭКСТРАВЕРСИЯ (англ. extraversion; от лат. extra — вне + versae, versie — поворот; букв.: обращенность вовне) — комплексное свойство (комплекс черт) личности, стандартно описываемое как склонность к широким, разнообразным социальным контактам (коммуникабельность, общительность, разговорчивость), ориентация не на внутренний, а на внешний мир. Именно таким представлял себя Монтень: «Мое истинное призвание — общаться с людьми и созидать. Я весь обращен к внешнему миру, весь на виду и рожден для общества и для дружбы». К комплексу черт экстраверта относят также оптимизм, импульсивность, беспечность, непостоянство. Э. рассматривается как противоположность интроверсии, с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала (в личностных опросниках Г. Айзенка; в 16-факторном опроснике Р. Кэттела; в «Большой пятерке» и др.). Большинство людей получают средние оценки по шкале «Э.— интроверсия» (обычное название этой шкалы — «экстраверсия»). Шкала Э. объединяет весьма неоднородные характеристики. Среди них можно найти, если говорить терминами некоторых рос. авторов, и формально-динамические, и стилевые, и содержательные личностные свойства (см. Свойства индивидуальности). Тем не менее существует устойчивая традиция трактовать Э. как свойство темперамента. См. также Аналитическая психология. (Б. М.)

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Это интересно:

_Щ_
ЩЕДРОВИЦКИЙ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ (1929-1994) — рос. философ, методолог, специализировавшийся в областях теории мышления, теории деятельности, содержательно-генетической логики, рефлексии, системно-мыследеятельной методологии и методологии про ...

Анализ результатов исследования
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что уровень эмпатии супругов и степень конфликтности в семье находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем выше уровень эмпатии супругов, тем ниже степень конфликтности в семье, причём ...

Основные свойства внимания и их проявление в младшем школьном возрасте. Научные взгляды на изучение внимания и его развитие
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. [10. с. 250] Проблемой изучения внимания ...