A1 , A2 ., Ap=> B
(из A1 , A2 . и т. д. следует B) используются посылки, подразумеваемые по умолчанию, как очевидные: Ap+1 , . Am.
Такие логические построения не экзотика. Их использование практически неизбежно в ходе любого рассуждения любого человека. Изъятие Э. (заполнение «провалов», «разрывностей» в ходе мышления) ведет к огромному увеличению текста, появлению большого количества тривиальных логических звеньев; это замедлило бы мышление и общение. Без существенного по объему использования Э., по-видимому, становятся невозможными коммуникации как таковые. По крайней мере, можно утверждать, что обмен информацией стал бы при этих условиях не только медленным и скучным, но и чрезвычайно громоздким и трудно обозримым процессом.
Можно полагать, что в процессе общения (передачи информации) необходимым условием является тождественность (или возможность перекодирования) исходных посылок (атомов знаний) и способов рассуждений, используемых субъектами общения. В модельном плане это означает, что условием нормального понимания информации является наличие одинакового для субъектов общения подмножества неявных посылок (гипотез) рассуждения, подразумеваемых по умолчанию: Ap+1 , . Am. Равенство этих подмножеств, по-видимому, м. б. заменено на их эквивалентность (при условии наличия одинаковых для субъектов общения правил преобразования одних видов посылок в др.).
Описывать полностью все общепринятые и хорошо известные слушателям посылки невозможно и необязательно в любом достаточно длинном рассуждении. Существуют разные способы свертывания рассуждений и достижения их обозримости (напр., с помощью символов и формул). Использование любого свернутого описания подразумевает тождественность (или возможность отождествления) баз знаний субъектов коммуникации в данной предметной области. В качестве примера можно привести типичное рассуждение вида «все металлы проводники тока, следовательно, медь проводит ток». Здесь Э. является посылка «медь — металл».
С др. стороны, активное введение Э. в процессы обучения, рассуждений и объяснений также чревато многими опасностями. Примерами могут служить выражения типа «очевидно, что» или «легко видеть», после которых часто идут совершенно непонятные даже при долгом рассмотрении выводы и следствия.
При расширенном понимании под Э. подразумевается любое рассуждение, в котором пропущены или явно не сформулированы одна или несколько посылок, либо само заключение. В последнем случае, когда мы предпочитаем не высказывать явно заключение рассуждения, мы вступаем на почву намеков.
Главная проблема взаимопонимания заключается в индивидуальном характере Э. То, что тривиально для одного человека, часто оказывается принципиально важным и совсем не простым для др. Однако наличие индивидуальных Э. можно рассматривать как одно из основных положений для объяснения механизмов творческого мышления. (В. М. Кроль.)
ЭНТОПИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (англ. entoptic phenomena) — видение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево).
ЭНЦЕФАЛЕ ИЗОЛЕ (англ. encephale isole; букв. изолированный головной мозг) — животное, у которого произведена хирургическая перерезка мозгового ствола на каудальном конце продолговатого мозга, чуть выше спинного мозга. Такое животное является парализованным, но у него наблюдаются нормальные циклы сна и бодрствования. Когда перерезка производится выше, в области между верхними и нижними холмиками (cerveau isole, или межколликулярное рассечение), животное впадает в кому. При рассечении моста выше тройничных ядер получают т. н. претригеминальный препарат. Первое время после операции животное постоянно бодрствует, но в дальнейшем восстанавливается нормальное чередование сна и бодрствования, хотя парадоксальный сон отсутствует. Каудальная часть препарата продолжает осуществлять регуляцию кровообращения и дыхания. Тот факт, что препарированное животное не ощущает боли, делает его весьма удобным для нейрофизиологических экспериментов. (Б. М.)
ЭНЦЕФАЛИТ (англ. encephalitis) — воспаление оболочек головного мозга или самого головного мозга. Симптомы: повышение температуры, головная боль, параличи, расстройства сознания и др.
ЭПИКУР (341-270 до н. э.) — древнегреч. философ. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно, Э. считал человека существом, которое наделено свободой воли и может и должно преодолевать неблагоприятное стечение обстоятельств в жизни. Наибольший интерес для психологов представляет учение Э. о борьбе с неприятными аффектами, в частности страхами (напр., страхом смерти), для успеха которой Э. призывал к теоретическому познанию мира и причин возникновения этих страхов. (Е. Е. Соколова.)
Это интересно:
Категория образа в психологии
Одна из главных проблем общей теории образа – природа образа, отношение между ним и его источником. В некоторых направлениях психологии образ рассматривается как продукт спонтанной работы мозга или произвольной деятельности субъекта. При ...
Личностное развитие детей дошкольного возраста
Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности ...
_Р_
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (человека) (англ. work capacity) — характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от инд ...