_Ц_
Страница 3

Цветовым тоном называется такая особенность цвета, которая в языке обозначается словами «красный», «синий», «желтый», «пурпурный», «зеленый» и т. д. Цветовой тон простого, монохроматического излучения прямо связан с длиной волны в спектральном ряду. У сложного излучения цветовой тон зависит от комбинации длин волн, однако эта зависимость неоднозначная, и выражается специальными формулами в межд. системе спецификации цвета МКО-31 и МКО-64.

Цветовой насыщенностью называется степень выраженности цветового тона в данном цвете по сравнению с полностью ахроматическим — белым или серым цветом. Чем более отличается данный цвет от белого, тем больше его насыщенность и тем меньше его белизна, и наоборот. Белизна цвета, т. о., это качество цвета, обратное насыщенности. См. Законы смешения цветов. (Ч. А. Измайлов.)

ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. holistic psychology) — общее название для ряда школ и направлений в психологии, предложивших и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений человеческого сознания и поведения. К ним относят Лейпцигскую школу, гештальт-психологию, школу К. Левина (см. Топологическая и векторная психология). Австрийскую школу, которая поставила проблему целостности в психологии, но осталась в основном на позициях элементаризма, следует рассматривать как непосредственную предшественницу Ц. п. (Е. Е. Соколова.)

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. wholeness of perception) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).

Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт-психологами — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. holistic approach) — совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался с нач. XX в., г. о. в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу. Основные составляющие Ц. п.:

1) решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.) и степень ее целостности: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, напр., ассоциативные образования в ассоциативной психологии), организованным (части имеют свои свойства, но при вхождении в целое изменяют их — так понималось гештальт-качество в Австрийской школе), органическим (части не могут существовать вне целого — психологическое поле, гештальт в гештальт-психологии);

Страницы: 1 2 3 4 5


Это интересно:

Изучение оппозиционного поведения в зарубежной науке.
В зарубежной науке в открытом доступе имеется несколько больше информации об исследованиях оппозиции, нежели в российской. Наиболее яркими являются исследования Т. Гарра, и французских учёных, которые ввели понятие революционного невроза ...

Экспериментальное исследование психологических особенностей поведения детей с вегетососудистой дистонией. Организация проведения исследования психологические особенности поведения детей с вегетососу
Вегетативной нервной системе принадлежит важная роль в жизнедеятельности организма. Назначение ее можно рассматривать в двух аспектах: первый аспект – поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Вторым аспектом являет ...

Структурализм и функционализм
На протяжении XIX века химия и физика достигли значительного прогресса благодаря анализу, проводимому при разложении сложных соединений (молекул) на элементы (атомы). Успехи, достигнутые этими науками, вдохновили психологов на поиски псих ...