7. Генеративность против стагнации (generativity vs. stagnation): забота (care) — седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.
8. Целостность эго против отчаяния (ego integrity vs. despair): мудрость (wisdom) — последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти.
Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Ряд авторов пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ — разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером, В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными видами перцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными ребенком системами сенсорных эталонов. Овладение перцептивными действиями осуществляется путем усвоения внешнедвигательных форм обследования свойств объектов с применением материальных эталонов и последующей их интериоризацией, в процессе которой реальные манипуляции с объектами замещаются все более свернутыми движениями рецепторных органов анализаторов, а материальные эталоны уступают место эталонным представлениям. Формирование перцептивных действий происходит в контексте развивающейся деятельности ребенка, выдвигающей перед восприятием новые задачи и создающей условия для усвоения исходных внешнедвигательных форм обследования свойств объектов. Наиболее существенное значение для их формирования имеют на 1-м г. жизни хватание и локомоция, на 2-3-м г. жизни — предметная деятельность, в дошкольном возрасте — продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка и др.). Проведение с детьми раннего и дошкольного возраста целенаправленного сенсорного воспитания, обеспечивающего оптимальные условия формирования перцептивных действий, приводит к существенным сдвигам в точности, полноте и расчлененности восприятия ребенка.
ТЕОРИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ (англ. self-perception theory) — концепция самопознания и развития аттитюдов (социальных установок) личности, в т. ч. Я-концепции (D. J. Bem, 1967, 1972), согласно которой мы познаем себя не путем непосредственного самоанализа, а путем наблюдения за своим поведением и своей деятельности, причем анализируем их с помощью тех же понятий, которые начинаем осознавать при анализе наблюдаемого поведения др. людей. (Б. М.)
ТЕОРИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ — см. Самодетерминации теория.
ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — см. Локализация высших психических функций, Лурия А. Р.
ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ОБРАБОТКИ (англ. theory of levels of processing) — (в когнитивной психологии) концепция, которую выдвинули канадские психологи Ф. Крейк и Р. Локхарт (F. Craik, R. Lockhart, 1972) в качестве методологии (framework) для изучения памяти. Согласно Т. у. о., запоминание рассматривается как побочный продукт уровня обработки информации — от сенсорного до концептуального. На самом раннем, поверхностном уровне входной стимул подвергается сенсорному и подетальному анализу. На след. по глубине уровне происходит опознание стимула и выделение его значения; на еще более глубоком уровне стимул вызывает долговременные ассоциации, в результате чего увеличивается доля семантического или концептуального кодирования. Чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. (А. И. Назаров.)
Это интересно:
Организация и ход исследования
Исследование было проведено в детском саду №21г. Кривого Рога. Испытуемые родители детей старшей и подготовительной групп (всего 25 родителей). Из них 22-е матери и 3 отца. Средний возраст родителей от 25 лет до 35 лет.
Им было предложен ...
Поведение ребенка в дошкольном учебном заведении. Адаптация в дошкольном учреждении
Вы решили отдать своего ребенка в детский садик или ясли: Но вот вопрос - как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо нее целый день придется быть с воспитателем ...
поведения.
Изучение
оппозиционного поведения в отечественной науке.
В ходе обзора литературы на имеющуюся тему мы столкнулись с явным дефицитом изучения оппозиции в науке.
Одной из наиболее полных и основательных работ об оппозиции на наш взгляд является работа Деркача А. А. в соавторстве с другими учёны ...