_С_
Страница 8

Кроме того, в работах Выготского намечена многоэтапная траектория содержательного развития С. и связанного с ним самоовладения: от (возможности) осознания воспринимаемых физических качеств, движений и предметных действий до (возможности) осознания процессов мышления, эмоционально-мотивационных процессов, личностных качеств. Очевидно, однако, что развитие С. не завершается даже с появлением в школьном возрасте рефлексии. Этот процесс вообще не имеет конца: потому что развитие С. происходит вместе с непрекращающимся развитием его объекта и субъекта (личности), а также потому, что полное сознание и самосознание равносильно божественному всезнанию. См. также Зеркальное Я. (Б. М.)

САМОСТИМУЛЯЦИЯ (самораздражение, аутостимуляция) (англ. self-stimulation, auto-stimulation) — экспериментальный феномен, проявляющийся в виде стремления животного (или человека) повторно совершать действия, которые приводят к электрическому раздражению мозга через электроды, вживленные в определенные нервные структуры, расположенные в гипоталамусе и среднем мозге. Этот феномен отражает включение в активное состояние особого нервного субстрата, связанного, по-видимому, с механизмом положительного подкрепления и с возникновением чувства удовольствия.

Добавление ред.: Обратим внимание на то, что термин «автостимуляция» (и «аутостимуляция») в психологической литературе (в частности, в работах Л. С. Выготского) применяется в значении произвольной (волевой) регуляции, овладения собственным поведением, что в высших психических функциях достигается не электрическими раздражителями, а особыми знаковыми средствами.

САМОУВЕРЕННОСТЬ — см. Уверенность в себе.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (англ. self-affirmation) — стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение. С. может занимать в структуре потребностей человека рядовое и доминирующее место. При определенных условиях потребность в С. может стать не только доминирующей, но и ненасыщаемой. Такой характер С. создает специфическую направленность личности — сугубо личную. Удовлетворение потребности в С. может достигаться разными путями: путем реальных достижений в к.-л. деятельности или путем создания видимости достижений, когда субъект стремится казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является. Способ С. зависит от характера и содержания притязаний личности, а также от ее возможностей и способностей. См. также Упрямство. (Е. Т. Соколова.)

САМОЧУВСТВИЕ (англ. self-feeling) — комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. С. м. б. представлено как одной обобщающей характеристикой (хорошее, плохое, болезненное, бодрое и др.), так и переживаниями, отражающими состояние отдельных систем и процессов: ощущениями дискомфорта в различных частях тела, затруднениями выполнения определенных действий, изменениями в протекании тех или иных когнитивных функций (см. Дискомфортное состояние). Характерные симптомы изменений С. отчетливо проявляются при разных функциональных состояниях человека. Этим обусловлено использование симптоматики С. как одной из основных групп признаков в методиках самооценки состояния. (А. Б. Леонова.)

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ — см. Эффективность личности.

САНГВИНИК — см. Темперамент.

СВЕТОВАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. visual sensitivity) — способность зрительной системы реагировать (в виде зрительных ощущений) на электромагнитные излучения определенной длины волны (приблизительно от 380 до 760 нм). С. ч. оценивается пороговой величиной светового раздражителя. Максимальная С. ч. называется абсолютной (величиной, обратной абсолютному порогу); она зависит от действия ряда факторов: интенсивности раздражителя, угл. размеров его на сетчатке, времени предъявления раздражителя, функционального состояния зрительной системы и др. Максимальная С. ч. достигается в условиях полной темновой адаптации (см. Адаптация зрительная) при действии светового раздражителя диаметром ок. 50°; при длине световой волны ок. 500 нм пороговая энергия светового раздражителя равно 1×10-9 эрг/с и составляет несколько световых квантов. См. Зрение, Рецепция.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Это интересно:

Предметная область психологии
Психологию можно определить как научное исследование поведения и психических процессов. Этому определению соответствует огромное разнообразие тем. Чтобы дать о них некоторое представление, кратко остановимся на пяти наиболее характерных п ...

Основные направления работы школьного психолога с младшими школьниками
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет вс ...

Исследование восприятия и оценки студентами психологического факультета ЯрГУ методов активного обучения
Цель исследования Цель данного исследования – изучить восприятие и оценку студентами методов активного обучения. При этом важно заметить, что в нашем исследовании мы рассматриваем метод абстрагировано от его конкретного применения. Несом ...