ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА (англ. psychology of sport) — область психологии, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. П. с. разрабатывает след. проблемы.
1. Общие вопросы спортивной деятельности: идейная направленность, цели и мотивы занятий спортом, возникновение и развитие интересов к спорту, общие и специфические условия формирования навыков и умений в тех или иных видах спортивной деятельности.
2. Проблемы повышения эффективности тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении соревнований, получение общей и специальной физической, моральной, волевой и теоретической подготовки. Психолога здесь интересуют закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, психологические условия достижения спортсменом высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений и др., пути и способы развития специализированных восприятий (чувства времени, дистанции, мяча, воды и др.), формирование представлений спортсмена о движениях и их влияние на успешность процесса тренировки, особенности процесса наблюдения и развитие наблюдательности, вопросы развития тактического мышления и воображения в спорте. Особенно внимательно изучаются психологические основы волевой подготовки спортсменов, вопросы их психологической подготовки к участию в соревнованиях вообще.
3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях: психическое состояние спортсмена перед нач. соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований и после них, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», влияние спортивных напряжений на психику соревнующихся, психологические аспекты непосредственной подготовки к исполнению отдельных спортивных движений (прыжков в легкой атлетике, упражнений со штангой в тяжелой атлетике и т. п.), психические состояния спортсменов в связи с победой или неудачей в соревнованиях.
4. Проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности и психических состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов.
5. Проблема личности спортсмена. Эта проблема общая, синтетическая для П. с.
П. с. тесно связана с практикой физического воспитания и спорта. Исследования осуществляются в естественных условиях спортивной деятельности и сочетаются с проведением экспериментов в лабораторных условиях.
ПСИХОЛОГИЯ СУДЕБНАЯ (англ. court psychology) — отрасль юридической психологии, изучающая механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений. П. с. выясняет, какие специальные способности и др. свойства личности необходимы для успешной профессиональной деятельности судебно-следственных работников, разрабатывает приемы целенаправленного формирования и совершенствования профессиональных качеств, а также способы предотвращения профессиональной деформации личности.
П. с. разрабатывает научно обоснованные методы и психологические приемы взаимодействия юристов с участвующими в уголовном деле лицами изучает психологические основы тактики следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания), определяет цели, средства и пределы психологического изучения личности, отвечающие задачам установления истины.
Это интересно:
Концептуальная теория познания
Учитывая необходимость понятийной конкретизации и детализации терминов “познание” и “восприятие” в рамках концептуальной теории, ниже привожу их.
Когда конкретный Своспринимается личностью в пе´рвые, и когда, соответственно, у личн ...
Диагностика анализ результатов психических состояний личности
С участниками проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума. Тестирование проводилось в индивидуальном и групповом режиме.
Вначале был п ...
Рефлексия как комплексная детерминанта организации учебной деятельности. Становление взглядов и основные современные подходы к исследованию
рефлексии в психологии
Несмотря на то, что практически все современные подходы к пониманию рефлексии опираются в своей основе на различные направления философской мысли, после выделения психологии как самостоятельной области научных исследований на рубеже XIX ...