ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР (англ. vocational selection) — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В П. о. выделяются 4 стороны, или компонента: мед., физиологический, педагогический и психологический. Т. о., по своей сути и критериям П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психолого-педагогическим.
Сущностью психологического компонента П. о., равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей. По этой причине, в частности, понятия «П. о.» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отбор целесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основные этапы процесса психологического отбора: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов.
Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка, характеризующей ценностные ориентации личности, мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта, существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов.
Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апробированной системы отбора; подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля.
ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ (англ. strength of memory) — свойство памяти, выражающееся в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Необходимое условие П. з. — понимание материала. Кроме того, П. з. обеспечивается многократным повторным восприятием материала, ведущим к упрочению временных связей. См. Запоминание. (Т. П. Зинченко.)
ПСЕВДОЛОГИЯ (от греч. pseudos — ложь + logos — слово, речь) — патологическая лживость, которая проявляется в склонности к сочинению фантастических, неправдоподобных историй при сохранной памяти. П. обычно обусловлена стремлением человека обратить на себя внимание окружающих его людей путем преувеличения значимости своей личности.
Это интересно:
Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
Независимая переменная
Независимая переменная - та переменная, что введена экспериментатором, будет им изменяться и чье воздействие будет оцениваться. (2).
Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, г ...
Общие принципы создания имиджа организации
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары или услуги фирмы отличаются от товаров или услуг конкурентов.
Искусственное создание имиджа лучш ...