_П_
Страница 60

П. о. получило свое название по одному из центральных звеньев обучения — мотивационному, творческому звену. Это звено не единственное. Поэтому система П. о. в целом включает информационные и тренировочные этапы обучения. Они предполагают усвоение известных знаний, не требующих в процессе усвоения обязательной творческой активности личности. К таким знаниям относятся системы сведений о фактах науки, определения, обозначения, способы вычислений и др. Тренировочные этапы составляют необходимое звено формирования в обучении простых и сложных профессиональных навыков. Процесс обучения в этих случаях осуществляется по законам тренировки, включающим повторение выполняемого действия и контроль за успешностью его выполнения. Общий объем проблемно усваиваемого материала зависит от типа учебного предмета и уровня развития уч-ся. Для теоретических систем знаний возможности П. о. выше, чем для профессионально-практических.

В зависимости от уровня теоретической подготовленности уч-ся по степени проблемности различают 3 основных уровня П. о.: проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находит ее решение; П. о., при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с уч-ся; творческое обучение, предполагающее активное участие уч-ся в формулировании проблемы и поиске ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.

П. о. реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используют преподаватели в процессе обучения. Источниками таких заданий, вызывающих проблемные ситуации в обучении, являются история науки и промышленности, экстремальные ситуации профессиональной деятельности, альтернативные методы решения профессиональных задач. Общее условие успешности реализации П. о. — высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке проблем такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям уч-ся и организации активной познавательной работы каждого.

Показатель эффективности П. о. — это существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности П. о. является формирование творческих способностей (см. Креативность) и познавательной мотивации, обеспечивающей возможности самообразования. См. Эвристика, Эвристическая педагогика.

ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ГИПОТЕЗ (англ. testing of statistical hypotheses) — установление согласия выборочных значений некоторой случайной величины с определенными вероятностными предположениями о ее распределении. При этом формулируется проверяемое предположение (обозначаемое обычно терминами «нулевая гипотеза», «гипотеза Н0») и альтернативное ему, а все множество возможных выборок разбивается по определенному правилу (критерию) на 2 части, одна из которых объявляется критической для проверяемой гипотезы. Если наблюдаемая выборка попадает в критическую область, проверяемая гипотеза отвергается.

Известны многочисленные критерии, статистические для сравнения средних значений, для сравнения рассеяний и т. п. Несмотря на разнообразие критериев, существует единая логическая схема их построений и П. с. г. См. Выборочный метод, Последовательный анализ.

Страницы: 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65


Это интересно:

Выводы
1. В большинстве организаций (4 из 5) преобладает адхократический тип корпоративной культуры. 2. В большинстве организаций (4 из 5) преобладают ценности, ориентированные на риск. 3. Статистически значимой корреляционной связи между ценн ...

Понятие детской одаренности. Исследования детской одаренности учеными психологами
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки гениальности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеро ...

Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации. Организация и методы исследования
Цель: изучить межгрупповые отношения внутри организации ОАО "Владимирские электросети" Объект: трудовая деятельность работников организации ОАО "Владимирские электросети" Предмет исследования: межгрупповые отношения ...