Особый вид П. п. — персевирирующие образы, характеризующиеся навязчивостью, непроизвольностью и исключительной яркостью. Они возникают после длительного и напряженного восприятия однородных объектов, причем часто спустя даже некоторое время после этого восприятия, особенно в последующем дремотном состоянии (ср. Персеверация). (Т. П. Зинченко.)
ПРЕЛИМИНАРНЫЕ КОРРЕКЦИИ (антиципации) (от лат. prae — перед + limen — нач.) — предваряющие коррекции, которые включаются в самые начальные моменты движения. В процессе освоения движения П. к. приходят на смену применявшимся до этого вторичным коррекциям, вносившим в движение поправки по мере фактического накапливания ошибок. Появление П. к. обусловлено формированием индивидуального опыта постепенного вычленения какой-то части внешних воздействий и реактивных сил, которая м. б. в той или иной степени учтена заранее. П. к. характерны для развития ходьбы, баллистических движений (ударов, толканий, метаний, прыжков) и предметных навыков, состоящих из цепочки движений; в последнем случае П. к. исходят из самого ведущего уровня. На основе П. к. возможно укрупнение квантов предметного действия, высвобождение когнитивных подструктур двигательного поведения. (А. И. Назаров.)
ПРЕМОРБИДНАЯ ИСТОРИЯ (англ. premorbid history) — сведения о больном, относящиеся к периоду до его болезни или расстройства.
ПРЕМОРБИДНОЕ СОСТОЯНИЕ (пре + лат. morbus — болезнь) — совокупность факторов (врожденных и приобретенных, биологических и психологических), принимающих участие в возникновении, формировании и течении заболевания (психического, соматического). Шире понятия предболезни (см. Норма). Син. преморбидные особенности и старый термин психиатров — «почва». (Б. М.)
ПРЕМОТОРНЫЙ СИНДРОМ — см. Синдромы нейропсихологические.
ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (англ. prenatal development) — развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем. Так, кожная чувствительность человеческого плода развивается начиная с 7,5 нед и с 14-й нед жизни плода становится потенциально готовой к приему тактильной информации. Проприоцепция начинает развиваться в возрасте 4 мес; вкусовая чувствительность появляется на 3-м мес; к 6-му мес возникает способность к дифференциации области обоняния. Задолго до нормальных сроков окончания беременности развиваются температурная и ноцицептивная (болевая) чувствительности, хотя к моменту рождения выраженность последней не столь значительна. Множество фактов свидетельствует о возможности плода воспринимать звуковые тоны в широком диапазоне частот (20-5000 Гц). Оценка состояния зрительного анализатора остается проблемной, т. к. это единственный анализатор, не имеющий в период внутриутробного развития адекватных раздражителей. У недоношенных на 3 мес детей установлено, что сетчатка глаза у них способна реагировать на электромагнитные волны светового спектра. Работа зрительного анализатора — следование взором за раздражителем, фиксация взглядом предмета, бинокулярное зрение и др. — обнаруживается в первые дни жизни и развивается в процессе накопления индивидуального опыта.
Это интересно:
Мотивационно-потребностная сфера
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных пс ...
Влияние оценки группы на самооценку подростков
Самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и лично ...
Система коммуникативных свойств в структуре личности
Понимание личности как психологического явления опирается на анализ ее структуры. Как заметила Е.В. Шорохова, для психологии личности важен не сам перечень свойств, а их субординация, структура, определяющая тип поведения. Такая структура ...