_П_
Страница 10

Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания (см. Памяти типы). Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами свойства н. с. изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. См. Прочность запоминания, Развитие памяти. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ БУФЕРНАЯ (англ. buffer) — один из уровней иерархической системы преобразования входной информации; блок информационных моделей, нередко отождествляемый с кратковременной памятью или с ее частью. П. б. загружается из долговременной памяти единицами «внутренней информацией» в виде сенсорных или перцептивных эталонов, гипотез и т. д., которые используются для опознания и обработки входной информации. В П. б. происходит выделение в объекте информативных признаков в связи с выдвинутыми перцептивными гипотезами, интерпретация и категоризация поступившей в него информации, перевод этой информации на язык оперативных единиц восприятия, которыми владеет наблюдатель, осуществляется оценка и отбор полезной информации, детерминированные целью деятельности, ожиданием, установками субъекта. Емкость П. б. зависит от содержания информации. Так, для букв она составляет 10-12 единиц, для образной информации она не ограничена. Скорость обработки информации в П. б. — 10-15. мс на символ. Ч. Эриксен и Т. Спенсер (1969) установили, что в П. б. может функционировать фильтрующий механизм, который задерживает несущественную информацию и отбирает информацию, релевантную выполняемой субъектом задачи. (Т. П. Зинченко.)

ПАМЯТЬ ДУШИ (англ. memory of soul) отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. П. д. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура, которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и желания индивида, усваиваются с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр. П. д. обогащает и собственный опыт, в т. ч. то, что называется откровением, озарением. Она, как и память традиции, по сравнению с исторической памятью более прочна и знает сослагательное наклонение, ориентирована на будущее, надеется на него, часто из последних сил сопротивляется истории, которая стремится ее разрушить, претерпевает, преодолевает историю. В каждом новом поколении людей П. д. возрождается, ибо в каждом из них находятся хранители очага, испытывающие «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Благодаря таким людям, обладающим скромной и неодолимой душой, а вовсе не школьной истории, не прерывается связь времен, и эстафета человечности передается через самые глухие и мрачные исторические эпохи. П. д. избирательна. Но она знает не столько больше или меньше, чем сознание, сколько знает иное и иначе. Это связано с тем, что язык души ближе к языку искусства, чем к языку каждодневной жизни, учебника или средств массовой информации. Душой можно высказаться без слов. Знание, которым обладает душа, трудно выразить. По выражению Ф. М. Достоевского, оно неответчиво. П. д. характеризует не столько объем, сколько глубина переживаний, порождающих новые жизненные смыслы. Поэтому даже малая вербальная артикулируемость П. д. не означает ее недейственности. Действие — такой же полноправный язык души, как образ и чувство. (В. П. Зинченко.)

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Это интересно:

Истоки научной психологии
Хотя на протяжении последующих веков философы и ученые продолжали интересоваться функционированием как разума, так и тела, принято считать, что начало научной психологии было положено в 1879 году, когда Вильгельм Вундт основал первую псих ...

Исследование механизмов копинг – поведения педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания. Организация исследования
Настоящее исследование проходило в 2009 году, в ноябре месяце на территории ЕМО г. Норильска Красноярского края. В данном исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных учреждений города Норильска. На начальном этапе в иссле ...

Результаты исследования
В ходе обследования ребята продемонстрировали готовность сотрудничать со взрослыми, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам работы со стороны психолога. При применении анкетирования нас интересовали вопросы, касающиеся испыту ...