Н. входит в дихотомию «норма—патология». К патологии относят психопатии, дефектные состояния, аномалии развития. (Ю. В. Гущин.)
НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ (англ. norms; от лат. norma — мерило; руководство; правило, закон; образец) — конвенциональные (т. е. принятые в определенной группе или общности) правила, предписывающие или запрещающие к.-л. поведение, деятельность, действие. Атрибут «социальные» указывает на отличие данных Н. с. от мед., психодиагностических, спортивных, статистических, физиологических и пр. Запрещающие Н. с. называются также негативными, а предписывающие — позитивными; напр., из 10 ветхозаветных заповедей, по крайней мере, 7 — негативные. Кроме того, Н. с. различаются по степени эксплицитности, конкретности, универсальности, строгости (обязательности) и т. д.
Существует множество классификаций Н. с. Напр., У. Самнер (1906) разработал классификацию, в которой выделял обычаи (folkways), мораль (mores) и законы (гос. право). П. Рикёр описывает 4 типа предписаний человеческого действия (технические, стратегические, эстетические, моральные), имея в виду, что в рамках одного и того же действия одновременно функционируют разные типы Н. с. Простую классификационную схему предлагает Данило Маркович; он делит Н. с. на социальные предписания и технические правила. 1-е определяют социальное поведение человека, т. е. отношение человека к др. членам общества (и к себе самому); 2-е регулируют отношение человека к природе. Логично выделить еще и 3-ю категорию — культовых Н. с., определяющих отношение человека к Богу.
Социальные предписания различаются в зависимости от: 1) социальной системы (общности, группы), которая их создает (Маркович делит их на организованные и неорганизованные); 2) деятельности, к которой данные предписания относятся, 3) вида санкций, которые применяются при нарушении предписания.
Законы (правовые Н. с.) являются наиболее типичным представителем социальных предписаний, создаваемых организованными социальными системами (напр., государством). Неорганизованные социальные системы (в т. ч. род, народ, отчасти семья, неформальные группы) создают несколько типов социальных предписаний: обычаи (обычные Н. с), правила приличия, правила вежливости, правила хорошего тона, мода.
Н. с. составляют важную и значительную часть любой культуры и субкультуры; в свою очередь, в Н. с. выражается та или иная социальная роль; Н. с. определяют критерий для выделения различных типов девиантного поведения. (Б. М.)
НОЦИЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (англ. nociceptive sensitivity) — чувствительность к вредоносным, разрушающим воздействиям. К Н. ч. относятся болевая, а также большинство видов интероцептивных ощущений — изжога, тошнота, головокружение, зуд, онемение и т. п. Известны гипотезы о Н. ч. как генетически первичном типе всякой чувствительности у животных (напр., гипотеза Г. Хэда о протопатической чувствительности). См. Классификации ощущений.
НЮТТЕН ЖОЗЕФ (Nuttin, 1909-1988) — бельгийский психолог. Внес большой вклад в разработку проблем психологии обучения, мотивации и личности. Н. разработал глубокую и эмпирически обоснованную теорию формирования, строения и функционирования человеческой мотивации в целостной структуре поведения, принимая в качестве базовой единицы анализа неразрывную функциональную связь «индивид—среда». В теории мотивации Н. органично соединены достижения поведенческой, когнитивной и экзистенциальной психологии. В 1980-е гг. Н. разрабатывал теорию и метод исследования временной перспективы личности. (Д. А. Леонтьев.)
Это интересно:
_З_
ЗАБЫВАНИЕ (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая ...
Связь психологии сдругими
науками
Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками следует рассматривать по разным основаниям. Физиология, социология, философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов со ...
Организация формирующего этапа эксперимента
На основе результатов констатирующего эксперимента был проведен формирующий этап исследования. Сроки проведения исследования: 03.03.2008 - 02.04.2008 года.
Цель: разработать и апробировать игровую терапию как средство развития представле ...